Через месяц в Грузии парламентские выборы. Но – о чудо! – в стране это вообще никак не ощущается. Накал страстей настолько низкий, что иногда хочется спросить: «Слушайте, а вы ничего не перепутали? Мы точно в Грузии, а не где-то в другом месте?»
В последнее время я заметил уникальное по грузинским меркам явление – многие люди перестают спорить о политике. В общественном транспорте, в парках и скверах, где с некоторого времени коротает вечера большинство населения Грузии, в офисах – никто не спорит о политике. Достаточно чуть-чуть прозондировать почву и убедиться в том, что собеседник – симпатизант противостоящего лагеря, в отличие от прежних лет, вместо горячего спора с переходом на личности, скорее всего, будет перевод разговора на другую тему.
На фоне совершенно вулканической избирательной капании в 2018 году, когда выбирали декоративного президента, все ожидали, что перед решающими парламентскими выборы разверзнутся врата ада. Но… до выборов остался всего месяц – а ничего не происходит. Даже истерика политиков, и та – вымученная, без драйва и энергии. Просто потому, что так положено…
Сложно сказать, с чем именно связана такая тишина, с учетом того, что интерес к выборам довольно большой. Вероятно с тем, что разница между властью и оппозицией становится все меньше.
«Экономические и все иные проблемы страны не могут быть решены до тех пор, пока у власти остается «Грузинская мечта», – говорят представители оппозиции. Очень разумное замечание: за восемь лет нахождения «ГМ» у власти она не проявила ни малейший склонности к чему-либо, кроме как вялому движению по инерции. Однако весь ужас в том, что, исходя из программных выступлений лидеров оппозиции, они предлагают, по сути, то же самое, и понятия не имеют, что на самом деле надо делать, чтобы вылезть из ямы. Сегодня в Грузии – предвыборный парад совершенно отмороженного и оторвавшегося от реалий популизма. Власть и оппозиция снова состязаются – кто больше наобещает.
Мы снова слышим те же лозунги: повышение пенсий, снижение процентов на кредиты, установление фиксированной цены на виноград и прочий, совершенно безответственный и нереалистичный социализм.
Понятно, что на все это нужны деньги, которых нет, но оппозиция не унывает: это у «Мечты» нет денег, а мы найдем. Не спросите – как? Думаете путем создания новых предприятий и начала высокотехнологичного производства в Грузии? Ничего подобного. Раздать пряники населению все оппозиционеры предлагают за счет одного и того же – сокращения бюрократических расходов.
Командировочные, деньги на корпоративы, дорогущие машины, мебель, зарплаты чиновников – вот это все следует сократить, и тогда на все обещанные великие блага появятся нужные деньги, с горячей убежденностью рассказывают оппозиционеры, для пущей убедительности стоя у доски с фломастером и подробно расписывая магические цифры.
При этом все понимают: с зарплатами чиновников надо быть поаккуратнее – вас слушает 280 000 тысяч сотрудников бюджетной сферы с их многочисленной родней, которые впадают в глубокую кому от одного только слова «сокращение». Но нет, спешим вас успокоить: предпринимаемые нами меры, ну конечно же, не коснутся рядовых сотрудников госсектора – мы будем резать только крупное начальство и родственников крупногабаритных «мечтунов», которые уютно устроились на госслужбе и получают грандиозные зарплаты ни за что.
Никто не уточняет – понятно, что крупный чиновный люд, оккупировавший госструктуры, вполне заслуживает того, чтобы быть отправленным на финансовую бойню. Вся проблема лишь в том, что сэкономленных таким образом денег хватит разве что на рост пенсий всего на пару баксов…
Но все это без разницы. Традиционная – и бесполезная – борьба за души люмпен-пролетариата входит в решающую стадию. Представители всех партий по очереди ходят на рынки, чтобы перетянуть на свою сторону торговцев, и выходят оттуда восторженными и окрыленными – «Вы видели, как нас там встретили, сколько там у нас сторонников?»
Беда лишь в том, что базарные торговцы совершенно одинаково встречают всех – долгим и нудным пересказом своих проблем и обязательным завершающим аккордом: «На вас вся надежда»…
Дополнительными цветами политической радуги сияет и Миша Саакашвили – политик, без стеснения ломавший отсталый традиционный грузинский менталитет и боровшийся с засильем попов, вдруг заговорил терминами «наша грузинская идентичность», «православие», «церковь», «мы отреставрировали столько-то и столько-то храмов»…
В общем, искренне не понимают наши оппозиционеры: люмпен-пролетариат еще никогда не был ничьим верным союзником, а уж возлагать великие надежды на базарников и таксистов, – это верный путь в никуда. У них нет своих убеждений, они на выборы или вообще не ходят, или голосуют за того, кто больше подкинет… Хотите на этом поприще конкурировать с миллиардером из рейтинга «Форбс»? Ну-ну, флаг вам в руки…
Оппозиция или не понимает, или не хочет понимать, что выдвинутые ими лозунги – это такой же тупик, как и «Грузинская мечта»… Не понимает, что нынешняя модель развития, предложенная еще Саакашвили, на сегодняшний день полностью исчерпала свой потенциал, – вы можете еще больше снизить налоги, занять более высокие места в рейтинге свободы бизнеса, построить больше новых гостиниц и продать на международном рынке еще больше ферросплавов. Но это уже не работает.
Никто не хочет понимать, что реформы Саакашвили были успешны настолько, насколько ему удалось сломать традиционную грузинскую систему ценностей, и выход из ямы – только один. Не заигрывать с люмпенами, не идти у них на поводу, не лицемерить, называя бесполезное и деградировавшее крестьянство «хребтом страны».
Никто не хочет выйти и сказать открыто: «Люди добрые, главная проблема этой страны – не Россия, не вирус и даже не вороватые чиновники, главная проблема страны – это вы». Никто не хочет выйти и сказать крестьянству: «Вы не хребет этой страны, вы ее балласт, вы ее тянете на дно».
Никто не хочет признать, что сейчас надо не виноградарство субсидировать, а возвращать право на владение иностранцами аграрных земель. Помогать крупным иностранным компаниям создавать в Грузии большие фермы, огораживать их колючей проволокой, ставить автоматчиков, и если какая-нибудь пьяная местная тварь туда полезет, чтобы что-то испортить, – стрелять без предупреждения.
Начать, наконец, строительство жизненно необходимых гигантских ГЭС, а на подавление протестов бросить все ресурсы – от пряника до кнута…
Государство также должно поддержать местных производителей тем, чем оно может, - закупками их продукции в тендерах. В Грузии много чего производится, но местные компании слишком слабые, чтобы конкурировать с импортерами, а наличие гарантированного сбыта в лице государства поможет им хотя бы встать на ноги.
Все эти меры не сильно помогут, но они дадут хоть какой-то толчок стране, которая уже покрывается плесенью. И главное – ломать без малейшей пощады традиционный менталитет, который и является основным источником всех проблем.
Но, похоже, никто не собирается действовать так мудрено и сложно. Намного проще увеличить субсидии на виноград и говорить о православии…
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции