Accessibility links

Зачем президент дискредитирует парламент?


Изида Чаниа
Изида Чаниа

Отношения исполнительной и законодательной власти вошли в клинч. Это стало очевидно на прошлой неделе, когда парламент собрался, чтобы обсудить реакцию президента Аслана Бжания на постановление об амнистии, принятое парламентом ко Дню победы. Напомню, что на первом заседании осенней сессии депутаты решили воспользоваться своим правом и проявить гуманность к преступникам, в том числе, и к ветеранам войны.

Сразу скажу, что я могу понять амнистию по отношению к инвалиду, тяжелобольному или молодому человеку, оступившемуся впервые, но считаю, что заслуги перед родиной в военный период – отнюдь не повод для индульгенции. Но это не более чем констатация собственного мнения – у парламента есть право на амнистию.

Что вызывает у меня сомнение, так это искренность президента, избравшего путь давления на парламент из-за постановления об амнистии. И вот почему. Прошение об амнистии направила в парламент пропрезидентская партия «Амцахара», председатель которой возглавляет администрацию президента. Чтобы кто-то не подумал про случайное совпадение, добавлю, что представители этой партии получили значительное количество портфелей в правительстве, администрации президента, возглавили органы местного управления, государственные компании и так далее. Так вот эта партия, которая находится во власти и диктует правительству кадровые назначения, обратилась в парламент с предложением об амнистии и, кстати, просила включить в перечень осужденных, подпадающих под эту милость, не только ветеранов грузино-абхазской войны и участников операции в Кодорском ущелье в 2008 году, но предлагала существенно расширить этот список. Более того, скажу, что на заседании парламента представитель президента Аслана Бжания Сабина Бутба не особенно возражала против принятия данного постановления – она лишь предлагала «доработать» его в комитете.

Зачем президент дискредитирует парламент?
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:25 0:00
Скачать

Из-за таких странностей и складывается впечатление, что возня вокруг амнистии – это какие-то «интриги мадридского двора». Сторонники президента настаивают на принятии амнистии, а когда ее принимает парламент, то Аслан Бжания выражает откровенное недовольство парламентом и устраивает шоу по дискредитации законодателей во всех подконтрольных ему СМИ.

Думаю, что постановление об амнистии глава государства использует как повод, чтобы поставить «на свое место» парламент. Почему сейчас? Да потому что в парламент поступил ряд проектов, которые президент желает продавить любым способом – даже путем разгона парламента, если понадобится. Опыт у нашего президента в этом вопросе богатый.

Но что это за проекты и почему они столь важны для Аслана Бжания? Очень похоже, что после победы на президентских выборах у Бжания появились обязательства перед людьми, ковавшими его успех. Погасить эти обязательства без парламента невозможно. Однако депутатское большинство отнюдь не пропрезидентское, и косметические меры в виде смены руководства парламента вряд ли дадут возможность протащить вопросы, представляющие общественный интерес и связанные с демаркацией сухопутной и морской части государственной границы, продажей недвижимости иностранцам, внесением поправок в закон об энергетике, передачей Новоафонского монастыря РПЦ и так далее.

Чтобы не быть голословной, сошлюсь на парламентское заседание от 29 сентября, на котором депутаты, возмущенные демонстрацией неуважения представителей исполнительной власти к законодательной, сами называют конкретные причины такого давления. Из их выступлений следует, что 46 вопросов, в том числе, и угрожающих национальной безопасности и независимости страны, поступили в парламент из администрации президента Бжания. «Нам говорят, что пять вопросов, которые прямо угрожают нашей национальной безопасности, мы должны принять», – говорит депутат Натали Смыр. Она видит прямую связь между президентским пакетом, поступившим в парламент и не получающим одобрения большинства, с действиями, направленными на дискредитацию парламента. Депутат демонстрирует отчаянную бескомпромиссность – «пусть исполнительная власть и их лобби, которое здесь присутствует, и не надеются, мы не сдадим наши национальные интересы». Из остальных выступлений становится понятно, что депутатское большинство разделяет позицию своего коллеги. Похоже, что ларчик просто открывается, и тайны президентской администрации постепенно выплескиваются наружу.

Все, что происходит сегодня в нашей стране, чем-то похоже на ринг. Когда боксеры устают и попадают в клинч раз за разом, судья разводит их для того, чтобы они имели возможность нанести удар. Сегодня от этого удара зависит, подомнет исполнительная власть под себя законодательную или нет.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Изида Чаниа

    В 1978 году окончила сухумскую среднюю школу №2, в 1983 году – биохимический факультет Абхазского госуниверситета. 

    Работала в газетах «Абхазский государственный университет», «Советская Абхазия», «Аидгылара», на Абхазском ТВ, в газетах «Экспресс-хроника», «КоммерсантЪ», внештатным корреспондентом в российских информационных агентствах «Постфактум», «Интерфакс». С 1998 года по 2016 год – редактор газеты «Нужная газета», с 2016 года – редактор газеты «Мырзаканаа».

    Член Союза журналистов Абхазии, председатель Ассоциации журналистов и работников СМИ Абхазии.

XS
SM
MD
LG