В Абхазии многие опасаются большой войны на Южном Кавказе. Наш традиционный сухумский опрос.
– Что вы думаете об армяно-азербайджанском конфликте? Может ли это повлиять на Абхазию?
Нугзар Агрба: К этой войне Азербайджан очень сильно подготовился. Военные специалисты Турции работали с Азербайджаном давно, и они хотят взять реванш. ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) состоит из Армении, России, Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана. Это вообще смешно: казахи, киргизы – они будут с турками воевать? Никогда в жизни этого не будет. Так что армяне остались один на один с врагом, они должны это понимать. Только их воля, самоотверженность, храбрость, мужество могут принести успех. Что касается Абхазии, все может быть, ничего нельзя отрицать. Если Азербайджан выйдет победителем, он, конечно, поможет Грузии. Мы надеемся на российскую военную базу, расположенную в Абхазии. Мы даже на этих рубежах, я думаю, что защищаем интересы России. Если Нагорный Карабах падет, то Эрдоган окажется на Южном Кавказе; тихо, спокойно они будут делать свои дела и выйдут дальше на тюркские народы, к Дагестану пойдут. И очень будет нестабильно тогда во всей России. Может быть, какой-то сценарий заготовлен для Эрдогана. Будем надеяться, что конфликт скоро закончится в Карабахе. Восстановится статус-кво. А в Абхазии будет мир, а мир должна обеспечить, прежде всего, наша доблестная армия. Новой техникой, новыми знаниями, новыми силами взяться за защиту своей родины.
Асида Адлейба: Я думаю, что это начало большой войны на Кавказе. Я думаю, что мы, народ Абхазии, как никто другой разделяет эту боль, которую чувствует сейчас народ Арцаха, потому что мы тоже это все пережили. Мы знаем, что это такое, и очень обидно, что в то время, когда весь мир кричит о правах человека, когда говорят о равноправии, вот так открыто происходит очередной геноцид народа, который просто хочет жить, который так же, как и все остальные народы, имеет право на самоопределение; просто право на жизнь, но, к сожалению сегодня такая несправедливость происходит. Я думаю, что дурной пример заразителен. Нам нужно быть более внимательными и не поддаваться на провокации, потому что даже уже сегодня видим, что происходит в социальных сетях, как настроены очень многие грузинские пользователи, какие вещи они пишут, угрозы. Я думаю, что все это не беспочвенно. Возможно, люди будут окрылены таким поведением Азербайджана и тоже решат предпринять какие-то действия. Но я верю, что справедливость восторжествует, и как армянский народ, так и абхазский, осетинский будут жить в мире на своих землях.
Аслан Кобахия: Никто не отменял в этом мире право нации на самоопределение. Народ Нагорного Карабаха один из первых в бывшем Советском Союзе четко выразил свою позицию. Но вместо того чтобы сесть с ними за стол переговоров, туда послали вооруженных людей. И все это переросло в большую войну, которая в 1994 году была приостановлена, статус-кво как-то соблюдался. Все видели, что Азербайджан вооружался, что Азербайджан рано или поздно предпримет эти действия. Все понимают, что Азербайджан вместе с Турцией затеяли эту войну. Надо понимать, что и в Армении, и в Азербайджане партия войны брала вверх. Сегодня мы имеем большую дикость, когда применяются современные виды вооружения, погибает мирное население. Народ, который отстаивает свою независимость, он всегда побеждает в этой войне! Народ Арцаха очень мужественный народ, политики, к большому сожалению, не сделали ничего ни с армянской, ни с азербайджанской стороны, чтобы избежать эту войну. Сегодня мы имеем страшную бойню на Кавказе, которой со времен Великой Отечественной войны на Кавказе не было. Но рано или поздно все войны заканчиваются. И в такой войне, тем более, при такой местности, выиграть войну просто невозможно. Арцахцы очень отчаянные люди, это горцы, эти люди тысячелетиями на этой земле живут. Они, конечно, до последнего солдата будут биться. Рано или поздно Азербайджан поймет, что это была большая авантюра, которая им ничего не принесет. Как повлияет на Абхазию? Мы все находимся на Южном Кавказе, тем более что у нас соседи, у которых такие же амбиции по отношению и к Абхазии, и к Южной Осетии. Грузины также вооружаются, как это делал Азербайджан. Конечно, у нас ситуация намного лучше, чем в Армении и в Нагорном Карабахе. У нас есть стратегический партнер – Российская Федерация. В договоре четко прописано, что любые действия Грузии по отношению к Абхазии будут губительными для грузинского государства.
Шамиль Адзынба: Азербайджан, сам того не ведая, начал процесс инициирования решения вопроса Нагорного Карабаха не в свою пользу. Я думаю, что все это закончится тем, как закончилось в 2008 году, а именно, вопрос Абхазии и Южной Осетии. Я возмущен, что в XXI веке после стольких лет переговоров Азербайджан не нашел ничего другого, как с позиции силы, как говорится, продавить. Я уверен, что ничего у Азербайджана не получится, потому что уже более шести дней идут бои, и мы все прекрасно видим и понимаем, как все складывается по тому же сценарию, как и было 30 лет назад. Как это касается нас? Мы все – один регион, и все проблемы в любой точке эхом будут отражаться на всей территории как Северного, так и Южного Кавказа. Мы видим позицию Грузии, видим митинги по интернету в поддержку Азербайджана. И очень странно, и Азербайджан, и Армения соседи Грузии. Наверное, нейтральный сосед должен как-то по-другому выстраивать свои отношения в отношении конфликтующих сторон, попытаться стать посредником, а не решать все в пользу одной стороны, делать видимость, что держишь нейтралитет. В Грузии сейчас, наверное, потихоньку молятся, жгут свечи за победу Азербайджана, чтобы Нагорный Карабах пал. Им кажется, что так они решат и свою проблему, проблему с Абхазией и Южной Осетией. У Абхазии и Южной Осетии проблем нет, мы свои вопросы решили. Осталось наладить отношения когда-нибудь с Республикой Грузия. Но сегодня они реваншистски настроены. Мы это все видим, вооружаются, укрепляют армию. Мы будем отстаивать свою свободу, суверенитет, независимость.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия