Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов впервые после начала противостояния с депутатами пришел в парламент. Народные избранники бойкотируют работу законодательного органа, требуя отставки генпрокурора и справедливого расследования дела Инала Джабиева. Из-за этого не может состояться голосование по кандидатуре нового премьер-министра. Впрочем, договориться сегодня сторонам не удалось.
Ранее государственные СМИ сообщили о том, что югоосетинский президент направил «председателю парламента Алану Тадтаеву письмо о проведении согласительных процедур в целях преодоления возникших разногласий между органами государственной власти». Ссылаясь на Конституцию, глава государства заявил о том, что «парламент рассматривает представленную президентом Республики Южная Осетия кандидатуру на должность председателя правительства Республики Южная Осетия в течение недели со дня внесения представления». Кандидатура Геннадия Бекоева, бывшего министра экономики, была представлена депутатам 16 сентября этого года, но парламентарии бойкотируют заседания и требуют увольнения генпрокурора и объективного расследования дела Инала Джабиева.
Сегодня встреча с депутатами проходила за закрытыми дверями и продолжалась почти полтора часа. Лидера партии «Ныхас» Алана Гаглоева попросили выйти из зала заседаний, так как он не имеет мандата депутата. Некоторые парламентарии записывали все происходящее и даже успели выложить часть кадров в социальные сети.
По словам одного из лидеров партии «Ныхас» Давида Санакоева, встречу с депутатами президент начал с обвинений в их адрес:
«Президент пришел в парламент и начал свою речь с того, что как плохо, что мы срываем работу парламента, что мы не назначаем нового председателя правительства, что из-за нас люди не получают зарплаты, что расследование само по себе будет идти, то есть оно завершится. При этом он не употреблял слов объективное, справедливое… Просто сказал, что расследование завершится. Это, мол, ваше мнение, что прокурор не завершит расследование, а мое сомнение, что завершит».
После длинного монолога первого лица депутат Заза Дриаев спросил, готов ли Анатолий Бибилов уволить генпрокурора Джагаева, как того требует общественность, но внятного ответа не получил:
Заза Дриаев: Анатолий Ильич, вот вы говорите, что зарплата некоторых бюджетников зависит от парламента, то есть от нас. А почему тогда мы не можем уволить одного человека, то есть генерального прокурора? То есть одно зависит от нас, второе не зависит от нас?
Анатолий Бибилов: Еще раз подчеркиваю, отвечая на ваш вопрос, что мы, уважаемые депутаты, друг за друга, народные избранники, президенты, не имеем права требовать друг от друга что-то… А зарплата людей не должна зависеть от того, какое отношение правительство, депутаты, президент имеют к какому-то конкретному человеку. От этого не должно зависеть, и это неправильно, если зависит. Потому что говорить о том, что если мы не снимем прокурора, мы не примем бюджет и люди не получат зарплату, это категорически неправильно. Это ни в какие рамки не лезет…
Заза Дриаев: Еще один вопрос: вы будете его снимать или не будете? Прямой вопрос я задаю.
Анатолий Бибилов: Как бы там ни было, я считаю, что мы должны дождаться конца расследования. Если, по вашему мнению, уважаемые депутаты, и по моему мнению мы будем считать, что следствие прошло неправильно, что были наказаны невиновные или виновные не были наказаны, тогда, конечно, мы будем принимать не просто меры, а радикальные меры.
Депутат Давид Санакоев считает, что сегодня президент вновь продемонстрировал неуважение к позиции большинства депутатов и требованиям общества:
«Мы понимаем, что он не хочет снимать генпрокурора. То есть ему все равно – обратилась к нему большая часть парламента, 25 человек проголосовало «за» – это конституционное большинство, это часть, в том числе, «Единой Осетии». Ему мнение народа, которое на митингах, на сходах, что необходимо уволить генпрокурора, чтобы расследование прошло справедливо и объективно, – ему все это безразлично. Он все это не слышит.
– Для чего президенту нужна была эта встреча?
Исходя из того, что я услышал и увидел, я понимаю, что эта встреча ему нужна была только ради того, чтобы показать, что он встретился с депутатами: какой он хороший и добрый, и он идет навстречу, пытается оговариваться. А депутаты такие плохие, что не хотят этого и делают все назло ему. Это он хочет показать и нашим российским партнерам, он это хочет показать населению. Но думаю, что в эти вещи уже никто не верит. Потому что он множество раз уже всех обманывал».
По словам политика, депутатов интересовало, почему спустя три дня после так называемого покушения на министра Наниева быстро определили круг подозреваемых, а спустя сорок дней после убийства Инала Джабиева следствие пока так и не продвинулось в расследовании громкого дела:
«Самое страшное, что сейчас всех следователей и всех тех, кто занимается этим делом, они их подставляют. Молодых людей, которые фактически начинают жизнь в этой профессии. Они их учат тому, как неправильно работать. Они и на нас натравливают людей. То есть представителей архивного управления, где они сделали реорганизацию, Управления лесного хозяйства, которое тоже было реорганизовано. Но дело в том, что они не получают зарплату не сейчас, не в сентябре. Они и в августе ее не получили. И это не из-за парламента. Они пытаются вводить людей в заблуждение и дурить их. Они хотят, чтобы люди обозлились на нас. А на самом деле, они виновны в том, что не вовремя делают и неправильно проводят процессы реорганизации и всего остального. И еще один момент: год заканчивается, и он у нас заканчивается не очень хорошо. Начиная с общественно-политической обстановки, криминогенной обстановки. И каким будет дальше и как будет развиваться государственный весь аппарат, будут сокращения или нет, будет сокращение инвестпрограммы или нет, – все это очень удручающе действует на людей, которые к тому же еще и не все знают».
Противостояние президента с большинством депутатов продолжается уже больше месяца. Оно началось после убийства Инала Джабиева, подозреваемого в покушении на министра внутренних дел Игоря Наниева. Главное требование парламентариев и граждан, участвующих в акциях протеста, – увольнение генерального прокурора Урузмага Джагаева и объективное расследование дела Джабиева. Народные избранники говорят, что не намерены отступать от своих требований.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия