Accessibility links

«Россия нас дважды наказала». Почему Молдова проголосовала за ЕС


Голосование на внеочередных парламентских выборах
Голосование на внеочередных парламентских выборах

На внеочередных парламентских выборах в Молдове, согласно предварительным данным Центральной избирательной комиссии, победила партия "Действие и солидарность" (PAS), поддерживающая проевропейский курс президента Майи Санду. Она набрала 52,53 процента голосов избирателей. За ней следует блок Партии социалистов и Партии коммунистов, набравший 27,36 процента, и консервативная партия "Шор" с 5,78 процента голосов.

Теперь у президента Майи Санду, выигравшей в 2020 году президентские выборы и много лет являвшейся лидером партии "Действие и солидарность", появилось большинство и в парламенте, что позволит ей воплотить в жизнь обещания начать борьбу с коррупцией и углубить отношения с Евросоюзом.

Президент Майя Санду голосует на выборах
Президент Майя Санду голосует на выборах

Игорь Додон, бывший президент Молдовы, проигравший в минувшем году президентские выборы Майе Санду, а ныне избранный депутатом парламента от Партии социалистов, заявил, что результаты голосования – окончание хороших отношений с Россией, которые ему удалось установить. Додон надеется, что Молдова не присоединится к санкциям против Москвы, однако он не уточняет, к каким именно. Видимо, имеются в виду санкции, введенные Евросоюзом в связи с аннексией Россией Крыма и началом войны в Донбассе.

Владимир Воронин, лидер Партии коммунистов Молдовы, накануне голосования встретился с представителями Парламентской ассамблеи СНГ и заявил, вторя Игорю Додону, что на выборах нарушается Венская конвенция 1961 года, из-за "прямого вмешательства иностранных дипломатов, а именно посла США и посла ЕС, в избирательный процесс".

Блок Воронина и Додона опередил "Действие и солидарность" в Гагаузии, набрав там более 80 голосов избирателей. Этот автономный регион много лет является оплотом пророссийских партий в стране, так как в 1990-х годах, на фоне конфликта в Приднестровье, его жители высказывали желание остаться в СССР и некоторые время жили в непризнанной Республике Гагаузия. Регион был создан в составе Молдовы в конце 1994 года в основном из районов с преобладающим гагаузским населением.

В парламентских выборах также принимали участие жители Приднестровья, имеющие молдавские паспорта, однако их голоса не были столь однородными, как в случае с Гагаузией.

Голосование в Гагаузии
Голосование в Гагаузии

О том, почему в Молдове проевропейская партия набрала наибольшее число голосов избирателей, каково влияние России на молдавскую политику и возможно ли будет после выборов восстановить территориальную целостность Молдовы, рассказывает молдавский политолог, директор Института публичных отношений политик Аркадий Барбарошие:

Насколько теперь, после того как на парламентских выборах победила партия "Действие и солидарность", можно говорить о том, что у Молдовы появились шансы углубить сотрудничество с Евросоюзом и даже в перспективе получить членство в ЕС?

– Во-первых, Молдова уже имеет договор с Европейским союзом, подписанный в 2014 году (Договор об ассоциации вступил в силу 1 июля 2016 года. – Прим. РС). Конечно, действия, которые были предприняты Кишиневом в период с 2015 по 2019 годы, не были правомерны в смысле этого договора. Но тем не менее Молдова получила достаточно большие объемы финансовой помощи от ЕС. Сейчас появится правительство, которое полностью ориентировано на Евросоюз. Есть и президент, который также полностью ориентирован на сотрудничество с Евросоюзом, и я думаю, что у Молдовы очень большие шансы для того, чтобы значительно усилить действие договора и попытаться сблизиться с Евросоюзом, насколько это возможно в нынешней ситуации. Молдова сейчас нуждается в поддержке Евросоюза, как, впрочем, и страны, которые уже являются членами ЕС. Я думаю, что Молдова получит эту поддержку, потому что она открыта, потому что будет правительство, которое потребует от институтов власти, чтобы они выполняли свое предназначения, а если – нет, то будут меняться институты власти. К тому же, когда будет создано правительство, оно, как мне думается, будет следить, чтобы не было никаких поводов для коррупции, и это позволит увеличить помощь Евросоюза.

Молдова сейчас нуждается в поддержке Евросоюза

– В Молдове есть автономный регион Гагаузия, который проголосовал на 80 процентов за блок социалистов и коммунистов. Насколько я понимаю, это в определенной степени было протестное голосование, против европейского вектора Молдовы? Насколько после нынешних выборов можно говорить о влиянии, в том числе, и России на Молдову, и тех голосов, которые внутри страны выступают против более тесных контактов с ЕС?

– Регион Гагаузия – это порядка трех процентов населения Республики Молдова. Он имеет значительно больший авторитет и ему уделяют значительно больше внимания, нежели он того заслуживает, согласно своему положению. Тем не менее, я думаю, что те 80 процентов, которые получили коммунисты и социалисты, – это ответственность коммунистов и социалистов. Мне кажется, сейчас они будут делать все возможное, чтобы усилить свое влияние в этом регионе. При этом глава Гагаузии (Ирина Влах. – Прим. РС) очень осторожно действовала во время парламентских выборов и вообще не входила в контакт с лидерами блока во время предвыборной кампании.

Постер "Не голосуй за олигархов". Бывший президент Игорь Додон изображен посередине
Постер "Не голосуй за олигархов". Бывший президент Игорь Додон изображен посередине

Блок коммунистов и социалистов победил в Гагаузии потому, что все СМИ, которые там существуют, работали исключительно на этот блок и его интересы. Каковы будут отношения лидеров этого региона и правительства Республики Молдова? По-моему, "Действие и солидарность" должна сделать определенные шаги навстречу: объяснить всему гагаузскому народу, что такое PAS, что эта партия стремится сделать и использовать аргумент о конкретных проектах, потому что в Гагаузии достаточно много было сделано на средства Евросоюза. Правда, эффект от этого особо не видимый. Видимо, есть разница в заявлениях тех, кто реализовывал проекты ЕС в Гагаузии, и действиями руководства региона. Например, есть случаи, когда при открытии объекта, который выполнял Евросоюз, руководители региона говорили о каких-то абстрактных деньгах, не называя их источник. Я думаю, что сейчас все должно измениться, и в этом плане тоже.

– Не только в Гагаузии, но и во всей Молдове почти треть избирателей проголосовали за пророссийский блок коммунистов и социалистов. Насколько сильно в стране влияние России?

Приднестровье для России – это кусок, который она держит про запас, чтобы ориентировать Молдову на восток

– Приведу пример. У меня есть друг еще со школьных лет, который голосовал за Блок коммунистов и социалистов, который вакцинировался "Спутником". В то же время я знаю примеры, когда живущие в течение достаточно длительного времени в Молдове россияне, хотя они хорошо относятся к Москве, на самом деле понимают, что России тут делать нечего. Ориентация на Евросоюз – это естественная и важная ориентация нашей страны.

Те люди, которые проголосовали за то, чтобы Молдова ориентировалась на Россию, не смотрят на реальное положение вещей. У нас сейчас экспорт примерно на 75–80 процентов идет в Евросоюз. Давайте спросим этих людей: что делать с этим? Порядка 10 процентов экспорта идет в другие страны – с этим что делать? Экспорт в Евросоюз означает, что у нас есть возможность вывозить свою продукцию, не выплачивая различные таможенные сборы. Я понимаю, что есть возможность экспортировать без оплаты значительных денег на восток, но мы ведь были наказаны первый раз в 2006 году, потом в 2014 году. И за все это время никто не снимал ограничения, которые ввела Россия и которые продолжают действовать. Я бы об этом спросил людей, которые голосовали за Россию. Тем не менее я думаю, что большинство из них проголосовали, не задумываясь об этом и о политике государства. Просто есть ностальгия, которая влияет на рациональные действия.

Служащий местной избирательной комиссии в одном из провинциальных районов Молдовы с урнами для голосования. 11 июля 2021 года
Служащий местной избирательной комиссии в одном из провинциальных районов Молдовы с урнами для голосования. 11 июля 2021 года

– Жители Приднестровья также симпатизируют России, а следовательно, они сторонники пророссийских партий?

– На самом деле это непонятно. У нас там порядка 200 тысяч граждан. Среди жителей Приднестровья есть, грубо говоря, три категории людей. Есть люди, которые поддерживают проевропейские партии Молдовы, есть те, которые сильно поддерживают пророссийские партии, и есть те, которые соглашаются выбирать ту партию, за которую им заплатят. С другой стороны, и экспорт Приднестровья на самом деле идет на Запад. Вот такая непростая ситуация у нас в Приднестровье.

– Вы говорите, что в Приднестровье не все так однозначно в том, что касается поддержки или критики европейского выбора Молдовы. Означает ли это, что у нынешних победителей парламентских выборов есть шанс начать переговоры и попытаться добиться интеграции Приднестровья и Молдовы, чтобы процесс, который тянется уже много лет, сдвинулся с мертвой точки?

Пока Россия ничего с Приднестровьем менять не хочет​

– Я не верю в это, потому что тех, кто ориентирован на Россию, или тех, которым все равно, больше, нежели тех, кто ориентирован на Запад. Но ситуация может измениться. Я думаю, что пока Россия ничего с Приднестровьем менять не хочет. Просто потому, что Приднестровье для нее – это кусок, который она держит про запас, чтобы держать Молдову, ориентировать на восток. Ориентация приднестровского экспорта через молдавские институты – на Запад, а ориентация людей, которые там живут, все время идет на Восток. Надо с этим что-то делать. Я не думаю, что партия PAS сможет начать переговоры с приднестровцами. Но думаю, что она будет способна ликвидировать те схемы, которые использовались для обогащения 4–6 человек, а появившиеся средства вернуть Молдове. Чтобы действовали законы рынка. Сейчас и электричество, и газ закупаются через посредников, а эти посредники просто платят деньги своим хозяевам.

Насколько ситуация вокруг Приднестровья может повлиять и влияет в данный момент на интеграцию Молдовы с Евросоюзом?

– Интеграция Республики Молдова в Евросоюз – вопрос очень непростой. Кишинев зависит от приднестровского газа и электричества (Молдова закупает у Приднестровья электричество, произведенное на ГРЭС, подконтрольной российскому холдингу "Интер РАО". – Прим. РС), но когда он сможет решить эту проблему, тогда Приднестровью придется решать вопрос напрямую: либо он остается с Республикой Молдова, либо же он отключается от Республики Молдова. Но когда это будет, я не знаю. Это может случиться через пару месяцев, в конце этого года, а может и через несколько лет, – говорит политолог.

Партия "Действие и солидарность" набрала более 52 процентов голосов избирателей. О том, что обеспечило ей такой успех, рассказывает один из ее представителей, молдавский политик Оазу Нантой:

В политику вступило новое поколение людей

– На мой взгляд, в политику вступило новое поколение людей, которых можно называть гражданами Республики Молдова, не ностальгирующих по советскому прошлому и не находящихся под влиянием манипуляций так называемой геополитикой. К тому же, когда читаешь Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, ее авторы озабочены духовно-нравственными скрепами, но Россия при этом делает ставку на молдавских политиков с очень заниженной социальной ответственностью. И потом удивляются, что, невзирая на потраченные на них деньги, общество отторгает этих политиков. Поэтому то, что у нас произошло, – это тяга к нормальности, тяга к реальной борьбе с коррупцией. Да, у нас много говорят о диаспоре, но партия "Действие и солидарность" выиграла выборы и без голосов тех, кто живет за пределами Республики Молдова. Президент Майя Санду сначала выиграла выборы, объединив и консолидировав общество вокруг идеи борьбы с коррупцией, а затем получила дополнительную поддержку от общества через голосование за партию "Действие и солидарность". Если ничего не изменится, у нее будет 63 мандата из 101, и это позволит сформировать правительство и продемонстрировать обществу, что и в Молдове можно делать нормальную политику.

– На ваш взгляд, проевропейский курс Молдовы – это всерьез и надолго?

– Я считаю, что да. Голосовавшие за Майю Санду – уже немного другое поколение, другое качество человеческого материала. Это не протестное голосование за партию коммунистов в 2001 году, когда она получила 71 мандат на волне разочарования всем тем, что у нас называлось демократия и рыночная экономика. Это уже другие реалии.

– Вы назвали политиков, на которых делала ставку Москва, политиками с низкой социальной ответственностью. Что вы имели в виду?

– Речь не о пророссийских политиках, а о бизнесменах от политики. Так как Москва им платит, они изображают пророссийскость. А когда я имел в виду заниженную социальную ответственность, то для меня лично – это Додон (Игорь Додон – лидер Партии социалистов Молдовы. – Прим. РС).

– Были ли выборы в Молдове честными и справедливыми?

– Выборы были далеки от идеала по той простой причине, что, например, тот же Игорь Додон контролирует холдинг телевизионных каналов, которые массированно обрабатывали электорат. Конечно, Майя Санду была избрана президентом, но у нее не было реальных рычагов власти для того, чтобы контролировать или пресечь незаконное финансирование избирательной кампании. Еще один момент, который тоже сыграл свою роль, – это попытки организовать массовый подвоз избирателей с левого берега (имеется в виду Приднестровье. – Прим. РС) сопутствующим подкупом избирателей, с выплатой какой-то суммы за сфотографированный бюллетень, в котором печать стоит не напротив блока коммунистов и социалистов. Но получилось так, что все эти девиации, отклонения от нормы, не смогли остановить ту волну, которая в обществе поднялась еще в президентскую кампанию. И сторонников перемен достаточно для того, чтобы эти отклонения от того, что мы называем свободными и справедливыми выборами, не изменили чашу весов.

– Партия "Действие и солидарность" сможет теперь сама сформировать правительство. Президентом Молдовы является бывший председатель этой партии. Не опасно ли такое сосредоточение власти? Ведь любые ошибки могут привести к резкому падению популярности, а этих ошибок трудно избежать.

– Вы правы в том смысле, что испытание властью – это самое серьезное испытание, особенно когда в обществе очень высокие ожидания в связи с победой этой партии. Мы уже в обществе сталкивались с такими настроениями: "Вот мы проголосовали за Майю Санду, а что она сделала?" Ведь большинство граждан достаточно наивно в том смысле, что не изучает Конституцию и распределение полномочий. Но по-другому не бывает. Партия "Действие и солидарность" взяла на себя эту ответственность, и теперь предстоит сложная и трудная работа по реализации обещаний. Ситуация настолько сложна, что требуются достаточно радикальные и четкие шаги для того, чтобы общество поняло, что партия всерьез берет и выполняет взятые на себя обязательства, – говорит Оазу Нантой.

Радио Свобода

XS
SM
MD
LG