Особое место среди множества красивых зданий, построенных в Сухуме в начале XX века, занимают культовые сооружения. Одним из самых узнаваемых среди них является кафедральный собор Абхазской православной церкви.
Говоря о наследии старого Сухума, на ум чаще всего приходят особняки и дачи начала прошлого столетия. Но в реестр памятников архитектурного наследия Абхазии входят еще и здания фабрик, гимназий, аптек и, конечно же, церквей, построенных на рубеже XIX и XX веков.
Как пишет в своей книге «Старый Сухум» историк Анзор Агумаа, в 1907 году Сухумское эллинское общество купило большой участок земли на пересечении Рыбной (ныне это Абазинская улица) и 1-й Подгорной (ныне улица 4 Марта) улиц. В том же году здесь было начато строительство школы. А в 1909 году община начала возведение церкви, на которое ушло шесть лет.
Секретарь совета Священной митрополии Абхазии Герман Маршан рассказал о строительстве и освещении этого храма:
«У нас ведь кафедральным собором был собор Александра Невского (на этом месте ныне здание Государственной филармонии имени Раждена Гумба). И греческая община не имела своего отдельного храма, а была она достаточно значимой и большой в городе Сухуме. И вот в 1909 году они получили разрешение для строительства и возвели небольшую трехнефную церковь в неовизантийском стиле. И вот эта небольшая церквушка была освещена в честь святого Николая, епископа Мирликийского в 1915 году».
Но храм находился во владении Сухумского эллинского общества недолго. После оккупации Абхазии грузинскими меньшевиками церковь греческой общины закрыли в 1924 году, а Грузинская православная церковь организовала на территории Абхазии Цхумо-Абхазскую епархию.
После окончания Великой Отечественной войны в середине 1940-х годов произошел ряд перемен: поскольку кафедральный собор Александра Невского был уничтожен и на его месте выстроили филармонию, небольшая церковь, некогда принадлежавшая Сухумскому эллинскому обществу, стала кафедральным собором, то есть она стала местом, где проживали митрополиты Сухумо-Абхазской епархии Грузинской православной церкви.
В 1980-х годах в храме осуществили ремонтные работы, и его расширили за счет пристроек. Герман Маршан пояснил, какие именно перемены произошли со зданием церкви:
«На закате перестройки большое количество людей ходило в церковь, и, конечно, маленький храм бывшей греческой общины уже не вмещал в себя всех желающих, поэтому пришлось его расширить. И в конце 1980-х – начале 1990-х годов при входе со стороны притвора и двух боковых сторон добавляются пристройки. Если вы сейчас зайдете в Сухумский кафедральный храм, то вы в притворе увидите такие колонны и железную дверь. Вот, собственно, это и был вход в храм. А сегодняшний притвор – это пристройка. И точно так же, когда вы заходите в храм, вы видите в виде креста добавленные надстройки с двух сторон, слева и справа. И в этот же период были заменены росписи, то есть старые росписи были отбиты, храм был отштукатурен внутри и был полностью, до самого купола расписан, правда, масляной краской, поэтому она быстро впитала в себя дым от кадил и свечей и быстро потемнела. И после войны храм производил удручающее, мрачное впечатление, поскольку стены прокоптились. И уже в 2001-2002 году при отце Виссарионе и отце Дорофее весь храм был побелен».
Интересная особенность экстерьера собора бросается в глаза на фотографиях прошлого столетия. Изначально храм был «полосатым», сочетая светло-розовый цвет с белым. Как отмечает Герман Маршан, вероятно, это был общий архитектурный подход для греческих церквей. Однако в 1980-е годы весь храм покрыли бетонным набрызгом и покрасили в белый цвет.
Но модная по тем временам техника долго не продержалась, постепенно штукатурка стала отваливаться крупными кусками. Реставрация была неизбежной, и в 2010 году в соборе начались ремонтные работы. Важной их частью стала замена куполов. В результате, сегодня храм венчает сталь со специальным напылением нитрида титана, под золото, устойчивая к коррозии, как и купола Новоафонского монастыря. Интерьер храма изменился: побеленные стены теперь просто украшают иконы православных святых.
Сегодня кафедральный собор – это важный элемент жизни православных верующих Сухума. Службы в нем ведутся на абхазском, церковнославянском и греческом языках.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия