Кто в грузинской оппозиции выступает против получения Грузией до конца года статуса кандидата в ЕС? Такие коллеги есть, заявили оппозиционные депутаты Хатуна Самнидзе и Хатия Деканоидзе и призвали их оставить накануне решения Еврокомиссии попытки убедить европейских лидеров его отсрочить. Пока грузинские политики обсуждали этот призыв, в «Грузинской мечте» назвали имена тех, кто этим занимается.
Имена оппозиционеров, подковерно «подрывающих» процесс евроинтеграции, депутат Хатуна Самнидзе, лидер Республиканской партии и глава парламентской группы «Реформы», сегодня не назвала. Но настоятельно призвала их публично признаться в этом, а лучше перестать этим заниматься:
«Те политические фигуры, которые за закрытыми дверями советуют нашим партнерам отложить вопрос статуса, предоставить его не сейчас, до конца года, а после парламентских выборов через год (октябрь 2024), искажают единое послание к ЕС оппозиционного фланга. Потому я призываю моих оппозиционных коллег прекратить такие разговоры с международными партнерами».
По словам Хатуны Самнидзе, о том, что такое отсутствие единства вызывает еще большую растерянность в Брюсселе на фоне антизападной риторики «Грузинской мечты» и сближения Тбилиси с Москвой, ей лично сообщили западные партнеры. Оппозиционер не назвала их, также ссылаясь на конфиденциальность. Но один свидетель этого разговора у Самнидзе есть. Депутат из группы «Еврооптимисты» Хатия Деканоидзе подтвердила, что присутствовала на этой встрече:
«Это знают не только Самнидзе, Деканоидзе и еще несколько человек. Вопрос о том, что у оппозиции нет единой позиции, поднимается (партнерами) в разговорах со многими людьми. Но я, конечно же, не собираюсь называть никакие имена», – заявила Деканоидзе, призвав своих коллег не руководствоваться узкопартийными интересами или заявить об этом публично.
В «Грузинской мечте» с энтузиазмом подхватили громкое заявление двух оппозиционеров. Там уже давно обвиняют так называемую радикальную оппозицию в саботаже евроинтеграции. Потому председатель «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе бегло перечислил имена тех, кто, по его убеждению, занимается этим:
«Это – признание. Мы уже много месяцев говорим о том, что оппозиция работает против получения статуса кандидата. Что касается заявления Самнидзе, у меня есть конкретная информация о том, что она подразумевала конкретных субъектов: это партии «Нацдвижение» и «Лело» и еще (Ника) Гварамия (основатель оппозиционного ТВ «Мтавари»)».
Спикер парламента Шалва Папуашвили нашел объяснение поступку оппозиционера Хатуны Самнидзе, поставив под сомнение ее благие намерения:
«Это попытка сбежать с корабля, который был настроен против грузинского государства и который потихоньку тонет. Госпожа Хатуна, ее партия, – с кем и о чем говорит вообще? Она председатель группы «Реформы», членом которой является Георгий Вашадзе». А Вашадзе, его партию «Стратегия Агмашенебели» в «Грузинской мечте» наряду с «Нацдвижением» считают флагманом радикальной оппозиции, заинтересованной, в том числе, в открытии второго фронта».
В самой оппозиции Самнидзе и Деканоидзе не стали публично критиковать и обвинять в сговоре с «Грузинской мечтой». Лишь в «Нацдвижении», по спискам которого в 2020-м Самнидзе и Деканоидзе стали депутатами, напомнили, что нельзя говорить без фактов и обвинения должны быть направлены в адрес «Грузинской мечты». Об этом заявил секретарь по внешним отношениям «Нацдвижения» Зураб Чиаберашвили. Он категорически опроверг обвинения в саботаже евроинтеграции. У Чиаберашвили есть ответный список обвинений к партии власти: заключение в тюрьме экс-президента Михаила Саакашвили, арест критика власти, медиа-менеджера Ники Гварамия (его помиловала президент Саломе Зурабишвили), попытка принятия закона «Об иноагентах», аналогичного российскому, покрывательство экс-генпрокурора Отара Парцхаладзе от санкций США и, наконец, процедура импичмента президента Зурабишвили:
«То есть «Грузинская мечта» сделала все, чтобы саботировать этот процесс. Наши друзья подчеркивают, что внешнеполитическая позиция Грузии отклонилась от внешнего курса ЕС. На этом фоне необоснованные обвинения со стороны «Грузинской мечты» о том, что якобы кто-то из оппозиции, в том числе «Нацдвижение», препятствует процессу получения статуса, – это цинизм, свойственный российской пропаганде. Все это – полная ложь».
Потому, продолжил Зураб Чиаберашвили, если в декабре Грузия не получит статус кандидата, вся ответственность ляжет на правительство «Грузинской мечты».
Так же считает Ника Гварамия, еще один «фигурант списка подрывников» по версии «Грузинской мечты». В соцсети он назвал обвинения «попыткой переложить вину» в случае отказа в статусе.
Открестились от обвинений и в «Стратегии Агмашенебели», и в «Лело». Вот что заявил генсек партии Ираклий Купрадзе:
«Шаги «Лело» всегда были направлены на поучение статуса кандидата. В этом направлении мы приложили много усилий. Единственная политическая сила, которая антизападными посланиями саботирует процесс, – это «Грузинская мечта», и нет больше никого, препятствующего этому».
«Никто на встречах со мной не высказывался против предоставления Грузии статуса кандидата», – заявил посол ЕС в Грузии Павел Герчинский, выходя из дворца Орбелиани, где президент Саломе Зурабишвили проводила встречу с дипломатами стран-членов Евросоюза. Посол Герчинский подтвердил, что оценка Еврокомиссии по выполнению 12 рекомендаций для получения статуса станет известна 8 ноября. На основе этого документа и исходя из политических соображений лидеры ЕС примут окончательное решение в декабре. Он при этом отметил, что за полтора года Грузия могла сделать больше в этом направлении. В Брюсселе считают, что Тбилиси из 12 выполнила только три задания. На этом фоне слова еврокомиссара по вопросам расширения и соседства Оливера Вархели выглядят оптимистично:
«Мы оценили последние события, касающиеся 12 ключевых приоритетов для Грузии, которые будут включены в отчет о расширении. Усилия Грузии были хорошо встречены. Грузия принадлежит к семье ЕС и получит всю поддержку на своем пути в ЕС», – написал Вархели в соцсети после вчерашней встречи с премьер-министром Ираклием Гарибашвили.
Правящая партия настаивает, что страна заслужила статус еще в прошлом году. Сегодня лидеры «Грузинской мечты», вопреки тому, что говорили прежде, убеждали общество, что настроены оптимистично и что скорое получение Грузией статуса кандидата будет исключительной заслугой правящей силы, а не президента и оппозиции. В ответ критики напоминали, что это станет заслугой в целом грузинского народа, советуя всем политическим игрокам посылать Брюсселю единый сигнал в канун принятия важного решения. Тем самым оставить на время обсуждение вопроса, как «Грузинская мечта» воспользуется получением статуса на предстоящих парламентских выборах в 2024-м. Ведь сейчас главное, чтобы страна не упустила шанс сближения с ЕС. На основе оценки Еврокомиссии и политических соображений лидеры ЕС примут окончательное решение в декабре.
Форум