«Грузинская мечта» не приемлет критику западных партнеров и международных организаций по поводу повторного инициирования закона «О прозрачности иностранного влияния». В ответ на критику из Госдепа США и структур ЕС спикер парламента Шалва Папуашвили заявил, что только избранная грузинским народом власть имеет право решать вопросы безопасности страны.
«Когда ООН, генсек НАТО, генсек Совета Европы, ЕС говорят, что этот закон российский по сути, не европейский, когда призывают отозвать его, кто еще должен им позвонить? Не позвонит же Бог?! – недоумевает депутат «Стратегии Агмашенебели» Паата Манджгаладзе. – Зато нравится все это Пескову. Вот и простой анализ: на одной стороне стоит Песков, на другой весь цивилизованный мир!»
Действительно, уже два дня из столиц западных партнеров и офисов международных организаций идут потоком заявления и призывы к «Грузинской мечте» отозвать закон «О прозрачности иностранного влияния».
Непримиримее всех сегодня был спикер парламента Шалва Папуашвили. Он обвинил международные организации и НПО во лжи и дезинформации и с гордостью объяснил, что такое хорошо и что такое плохо для безопасности страны:
«Ни одна другая страна не обладает знаниями, компетенцией или мандатом в вопросах нашей безопасности. Только мы, грузинский народ, можем судить, что важно для нашей безопасности на этом геополитическом пространстве, в котором существуют угрозы со всех сторон… Здесь слово не давали зарубежным игрокам, здесь слово предоставляется только грузинскому народу. Только он знает, что хорошо для его безопасности. Тем более когда зарубежные акторы представляют заинтересованную сторону, поскольку дело касается американского и европейского фондов, которые прячут свое финансирование. Конечно, важно, чтобы мы, грузинский народ, знали, какие деньги поступают и на что они тратятся», – заявил Папуашвили.
Он сам, впрочем, перед тем как стать ярым борцом с НПО и международными донорами почти 17 лет работал в Обществе международного сотрудничества (GIZ) Германии, которое в случае принятия закона об иноагентах также будет признано иностранной силой. Как и многие другие структуры ООН, ЕС и США, которые годами сотрудничают с правительством Грузии и гражданским сектором, помогая стране в своих демократических и евроатлантических устремлениях.
Законопроект не соответствует стандартам защиты прав человека, на условиях анонимности поясняет «Эху Кавказа» один из представителей тбилисского офиса ООН:
«Структуры ООН, так же как и ЕСПЧ, не раз говорили о том, что свобода собрания и объединений подразумевает такое же конкретное право получения финансирования и его целевое использование. Примечательно, что Венецианская комиссия оценивала аналогичные законы, которые хотели принять, к примеру, в Украине, или же были приняты в Венгрии и России. В отличие от законодательств других стран, например, США или Великобритании, где эти законы касаются только политической деятельности, в грузинской версии речь идет обо всех видах деятельности и затрагивает организации всех видов – это первое противоречие. Второе: приводимые в пример властями законы касаются лишь финансирования зарубежными странами и не касаются международных организаций, как это указано в грузинском законопроекте. Что противоречит стандартам ООН защиты прав человека. Третье: очень много неясных вопросов. К примеру, неограниченные полномочия предоставлены министру юстиции в установлении правил отчетности, которые никто не сможет проконтролировать. Поэтому мы считаем, что этот законопроект не отвечает стандартам прозрачности и предсказуемости (Foreseeability) закона. В целом есть ряд вопросов, по нашим оценкам, которые входят в противоречие с фундаментальными правами человека».
Ежегодно ЕС в виде технической и финансовой помощи Грузии выделяет более 100 миллионов евро. Десятками миллионов долларов США измеряется помощь Вашингтона Тбилиси. Общую же сумму помощи за 32 года грузино-американских отношений назвала новый посол США в Грузии Робин Данниган, выступая в феврале в грузинском парламенте:
«Ни одна страна не поддерживает Грузию так сильно, как Соединенные Штаты. За последние 32 года мы предоставили Грузии помощь на сумму более шести миллиардов долларов, но эта цифра даже не отражает историю нашей дружбы и ту пользу, которую наше партнерство принесло обеим странам».
И в эти дни представители «Грузинской мечты» не раз отмечали, что ждут поддержки в своем начинании от нового посла США. В отличие от своей предшественницы Келли Дегнан, которую грузинские власти обвиняли в том, что именно с ее подачи законопроект стали называть российским, Робин Данниган пока официальных комментариев не делала. Своеобразным ответом посла многие сочли ретвит на посольской странице в соцсети Х поста представителя Госдепа Мэтью Миллера о том, что законопроект, внесенный в парламент Грузии, сбивает страну с европейского пути и наносит ущерб организациям гражданского общества, и размещенное фото сегодняшней встречи посла Данниган с представителями НПО Центра социальной справедливости с текстом: «Гражданское общество Грузии играет важную роль на ее евроатлантическом пути. США поддерживают усилия всех грузин по продвижению стремлений Грузии в ЕС».
Ошибкой, чреватой последствиями, считает инициирование закона об иноагентах и сегодняшнее заявление спикера парламента соучредитель Центра стратегического анализа Грузии, бывший посол Тбилиси в Москве Валерий Чечелашвили:
«Глубоко противоречивы эти заявления господина Папуашвили. Потому что без поддержки наших стратегических партнеров мы ничего российской империалистической агрессии противопоставить не можем. Это очень серьезная ошибка. Этот закон раньше назывался «об иноагентах», а теперь вроде мы его облагородили. Но я думаю, что это новое название «проводники интересов зарубежных государств», или как там называется, является еще более оскорбительным. Неудивительно, что наши партнеры в США и ЕС к этому относятся крайне отрицательно, а похвалу этот законопроект вызвал только в Москве. Господин Песков очень радостно похвалил и правительство, и правящую партию за возвращение этого закона к рассмотрению».
Валерий Чечелашвили считает опасной и дилемму, перед которой может оказаться «Грузинская мечта» в случае массовых акций протеста, как это было в прошлый раз. Политолог не исключает, что власть на фоне общественного протеста и давления со стороны партнеров и во второй раз отзовет скандальный законопроект. Его повторное инициирование Валери Чечелашвили связывает с тремя другими задачами власти: это изменения в избирательном кодексе о правилах избрания главы ЦИК, которые негативно оценили в Венецианской комиссии и в ЕС, и на которые президентом было наложено вето, преодоленное большинством. Второе – это отмена гендерных квот, «которое они кавалерийским наскоком провели в парламенте, за два дня провели три слушания, и игнорирование реформы судебной системы и проверки добросовестности судей».
Но и четвертый вопрос, по мнению Чечелашвили, немаловажен для «Грузинской мечты»:
«В случае принятия закона «Об иноагентах» фактически устанавливается монополия на информационном поле в Грузии «Грузинской мечты» и правительства. И это тоже важно в контексте предстоящих выборов. Фактически это будет означать ограничение свободы слова, выражения, альтернативных политических идей и так далее. Но это по сравнению с тремя предыдущими темами для «Грузинской мечты», в принципе, не так важно, она может этим пожертвовать и даже продать это во второй раз, отозвав закон и преподнести себя, «Грузинскую мечту», как демократическую силу».
Но все это зависит от того, продолжает Валерий Чечелашвили, насколько острыми будут протесты в ближайшее время.
Форум