ПРАГА---Всю неделю в Грузии протестовали против принятия закона об иноагентах. Pазгон демонстрантов в Тбилиси в ночь с 16 на 17 апреля только разогрел протест. На следующий день на проспекте Руставели стояли уже десятки тысяч рассерженных горожан. Несмотря на то, что организаторы взяли тайм-аут до следующего рассмотрения законопроекта в парламенте, спонтанные акции не прекращались. О большой протестной неделе «Эхо Кавказа» поговорило с бывшим замминистра иностранных дел Грузии Серги Капанадзе.
– Батоно Серги, грузинская власть заявила, что не намерена отзывать законопроект об иностранных агентах, несмотря на то, что на этой неделе в Тбилиси против него протестовали тысячи людей. Что дальше, какова дальнейшая стратегия общества и оппозиции?
Они протестуют не именно из-за закона, а из-за того, что не хотят, чтобы двери Евросоюза закрывались действиями этой власти
– Я думаю, что абсолютно ясно для всех, что с этим законом у нас нет перспективы вступления в Евросоюз, и вообще продолжения отношений с Евросоюзом – наши европейские коллеги очень четко дали об этом знать в последнюю неделю. Поэтому все те, кто видит будущее Грузии в Евросоюзе, они протестуют. То есть они протестуют не именно из-за закона, а из-за того, что не хотят, чтобы двери Евросоюза закрывались действиями этой власти. Поэтому стратегия – противостояние и принятию этого закона, и вообще этой власти. Оппозиционные партии уже заявляли, что будут формировать некую платформу, как этому противостоять, и президент сегодня заявила, что следующие выборы будут не какими-то там программными, а выбором того, пойдем мы в Россию или в Европу. То есть это будут геополитические выборы, абсолютно ясно, кто где стоит. Поэтому стратегия будет такая.
Это не координированный процесс. Вчера, например, была демонстрация, в которой принимали участие люди, которым 20 лет, наверное. Их никто не координировал, не организовывал. Это разные члены общества, разные слои общества, которые сами понимают, что если этому сейчас не будут противостоять, то они получат то, что в России и Беларуси произошло за последние 10 лет.
– Это, как вы отметили, может быть марафон, и Саломе Зурабишвили действительно заявила CNN, что на парламентских выборах будет решаться, Россия или Запад. Но удастся ли сохранить этот протестный заряд? До выборов много месяцев…
«Грузинская мечта» сейчас считает свои последние месяцы. Они хотят переломить просто волю народа силой
– Да, знаете, протестный заряд будет сейчас, это абсолютно ясно, до принятия или до отзыва этого закона, потому что мы не намерены отступать. Но если правительство все равно принимает этот закон вопреки желанию всего народа, если они это все равно сделают, в этом случае они за это заплатят огромную политическую цену, я в этом уверен. Поэтому там даже не надо будет сохранять некий заряд. У нас выборы на носу, через несколько месяцев. Я уверен, что те люди, которые сейчас будут оскорблены правительством, если они все равно это примут, и те люди, против которых они используют слезоточивый газ или водометы, эти люди их не простят, я в этом абсолютно уверен. Поэтому я думаю, что «Грузинская мечта» сейчас считает свои последние месяцы. Они хотят переломить просто волю народа силой, но это ни у кого не получалось у нас. Я абсолютно уверен, что и в этот раз не получится.
– Зачем им вообще понадобился этот закон, который опять объединил против них все общество, от футболистов до студентов? Они шли на выборы на вполне комфортных для себя условиях.
– Знаете, я всегда затрудняюсь на этот вопрос отвечать, потому что абсолютно ясно, что решение принимал господин [Бидзина] Иванишвили сам, единолично.
– Вы понимаете его логику?
– Вот я и говорю: то есть это один человек, который принимает такое решение, не политическое решение, это решение про закон – решение геостратегической важности. То есть этим законом они ориентируются на Россию, и как бы закрывают дверь в Европу. Почему это делает господин Иванишвили? Я даже не попытаюсь это объяснить. Надо либо принимать в учет его паранойю, либо его контакты с Москвой, либо то, что он считает, что так сейчас геополитика развивается, процессы в Украине идут, Россия выигрывает/проигрывает, – то есть это все его калькуляция, в которую, кстати, также включены его личные калькуляции – санкции, его имущество и так далее. То есть очень трудно понять, почему он это делает, но абсолютно ясно, что он делает. Такая у него логика. Это его персональная логика или какая-то другая там логика, я даже не попытаюсь это объяснить. Но факт очевиден: то, что он делает, отделяет нас, просто отчуждает от Евросоюза. Это абсолютно ясно было всем сказано, тут нет даже смысла это оспаривать. Поэтому мы будем оспаривать его решение всеми путями, которые нам доступны – конституционными и легальными, конечно.
– В этом удается убедить только тбилисскую публику, столичную, которая традиционно выходит на площадь, протестует, или и людей из других городов Грузии, небольших районов и сел? Насколько протест столичный?
Они сейчас пытаются чистого рода пропагандой убедить или обмануть весь народ, особенно тех, кто зависим от государства
– Вы знаете, мы видели протест, который был не только в Тбилиси, но и в разных регионах, в том числе и в Зугдиди, и в Кутаиси, и в Батуми. Да и так в других городах у них и не так хорошо дела шли, даже локальные выборы еле выиграли в 2021 году. Поэтому все равно тон задает Тбилиси и города. Я понимаю, что они сейчас пытаются своей пропагандой, чистого рода пропагандой убедить или обмануть весь народ, особенно тех, кто зависим от государства. Но я не уверен, что это им удастся, из-за того, что подавляющее большинство населения против российского вектора и за европейский вектор. Поэтому я просто думаю, что от отчаяния сейчас эта пропаганда идет, и просто невозможно, чтобы она принесла плоды.
– Вы говорили о пропаганде. Шалва Папуашвили, председатель грузинского парламента, заявил, что на самом деле происходящее, он имел в виду протесты, показывает поддержку власти со стороны народа. Это какой-то «оруэлловский» инояз или это троллинг оппонентов, или часть пропаганды, направленная на определенный сегмент общества? Что это было?
– Я тоже это прокомментировал в Твиттере и тоже называл это «орруэлизмом». Это «оруэлловский» инояз. Это классическая пропаганда, которую [Джордж] Оруэлл описывал, когда ты должен говорить, что ложь – это правда, что мир – это война, война – это мир и так далее. То есть именно в этом и есть смысл пропаганды. Там даже слова Оруэлла есть, что надо правду просто искоренить, потом какую-то новую правду придумать, потом эту правду забыть, то есть все это строится на лжи. Они уже так запутались в своей лжи, что сейчас только это и могут делать. У них сейчас абсолютно нет никаких аргументов, они сначала попытались «прокачивать» это как европейский закон, что типа Европа это от нас требует; сейчас, когда уже получили реакцию и тут, и извне, абсолютно ясно стало, что они просто лгут. И сейчас они пытаются вот этой пропагандой перекрыть свою ложь и пытаются утверждать, что типа народ на их стороне, так как абсолютно видно всем, что столько народа… На самом деле вот такие спонтанные демонстрации столько народа почти никогда не собирали в нашей истории. Абсолютно ясно, что их пропаганда проигрывает. Они, может, сейчас себя обнадеживают, что народ ведется на то, что они говорят, но на самом деле это не так.
– Премьер-министр, говоря о том, зачем вообще нужен этот закон, повторил, что НПО пытались устроить революцию в Грузии, что они нападают на церковь, занимаются открытой, оголтелой ЛГБТ-пропагандой, конечно, хотят открыть второй фронт – вполне в духе традиционных скреп. Это такая предвыборная программа или платформа?
Это та ложь, которой они питали общество последние несколько лет. Они думают, что это несколько раз сработало, и опять используют те же методы
– Нет просто другого варианта, кроме как надеяться сейчас на так называемые консервативные силы. Ну, грузинский народ все равно консервативный, религиозный и так далее, но одновременно он очень проевропейского настроя. Поэтому они сейчас пытаются акцентировать на таких аспектах национальной ментальности, где они думают, что у них есть шанс себя продать, и поэтому они сейчас акцентируют на том, что там Запад нападает на церковь, на христианство и так далее. Это абсолютная чушь. Я думаю, что абсолютное большинство населения это понимает. И это та ложь, которой они питали общество последние несколько лет. Они думают, что это несколько раз сработало, и опять используют те же методы, которые они уже тестировали и уже дали некие плоды. Ничего нового в этом нет. И вот этой пропагандой перекрыть то, что они реально делают, я думаю, будет не то что очень трудно, а невозможно.
– Заявления из Вашингтона и Брюсселя действительно звучали критические в адрес грузинских властей, но они их не убедили. Ираклия Кобахидзе не убедили даже слова Олафа Шольца, который там же на пресс-конференции ему сказал, что это не европейский закон. Что еще может сделать Запад – есть ли в арсенале какие-то действенные инструменты, или только заявления?
Никто, я уверен, не даст сейчас развернуть страну на 180 градусов и оказаться на Севере, а не на Западе
– Есть, конечно, инструменты. Они даже указывают на то, что они будут думать про разные инструменты. На самом деле даже инструменты не нужны, если честно, потому что абсолютно ясно, что этим законом, вообще вот этим подходом, этим вектором российским, они просто отказываются от Евросоюза. И этого уже достаточно для того, чтобы население решило и выдало вердикт этому правительству. Поэтому для меня даже не так важно, какие ответные шаги будут предприниматься Евросоюзом и Соединенными Штатами. Только вот такая постановка вопроса, что «все, ребята, ваш европейский вектор, ваш европейский путь заканчивается, если вы закон принимаете», – для меня этого уже достаточно. Я думаю, что этого абсолютно достаточно для большинства населения, которое реально боролось за европейское будущее нашей страны и наших детей. И поэтому никто, я уверен, не даст сейчас развернуть страну на 180 градусов и оказаться на Севере, а не на Западе.
– Аналогичный закон об иноагентах вступил в силу 12 апреля в Кыргызстане. В конце прошлого года свой реестр иноагентов опубликовал Казахстан. В прошлом году грузинская власть предприняла первую попытку провести этот закон. Это случайное совпадение или это какой-то паттерн, который вызывает у вас вопросы?
– Я не считаю, что это случайно. Я думаю, что Россия в том числе такими законами обозначает свой ареал, где они присутствуют, влияние даже, можно сказать. И я думаю, что этими шагами все те правительства, которые вы упомянули, подтвердили свою лояльность, свою приверженность этому «русскому миру», в котором одним из главных подходов или принципов является устранение, так сказать, иноагентов, или даже не иноагентов, а даже устранение западных сил, западников. Сейчас то же самое делает и «Грузинская мечта». Поэтому да, к сожалению, мы сейчас поступаем так, как поступили в Кыргызстане, Казахстане, а не так, как поступают те же восточноевропейские страны, которые уже добились своего будущего в Евросоюзе и НАТО.
Форум