Лидеры «Грузинской мечты» обвинили лидеров молодежного протеста в отказе от грузинских традиционных ценностей после того, как они в ходе акции протеста поклялись, что «не примирятся с силой, которая пытается сдать страну врагу – России. И будут «стоять друг за друга и защищать государственность Грузии, наш язык, наше отечество и единство» - указывая на то, что словом «единство» заменено слово «вера», которое в этой триаде использовал Илья Чавчавадзе. Грузины – это не только православные граждане, напоминает в интервью «Эху Кавказа» один из представителей молодежного движения «Джиути» Константине Чахунашвили и рекомендует властям внимательно ознакомиться с публицистикой Чавчавадзе.
-Что вы думайте по поводу критики лидеров «Грузинской мечты» в адрес участников молодежной акции протеста молодежи, одним из организаторов которой было и ваше движение? Председатель партии Ираклий Гарибашвили на выходных в Гори предостерег протестующую молодежь «от малейшего выхода за рамки выражения свободы». Среди демонстрантов он увидел «лидеров «Нацдвижения». Мамука Мдинарадзе, лидер парламентского большинства, обвиняет участников акции в попытке «подорвать грузинский код», а спикер парламента Шалва Папуашвили напомнил в соцсети слова Ильи Чавчавадзе: «Отечество, язык, вера! Эта Троица непоколебима, тверда и свята! Ничего из нее нельзя заменить или вычесть! Никто не смог ее нарушить, потому что она равнозначна Грузии!»...
- Главная проблема в том, что у них, представителей власти, у самих трудности с пониманием того, что на самом деле сказал Илья Чавчавадзе. Да, изначально он сказал, что «Три божественных дара завещаны нам предками: отечество, язык, вера». Но потом, после 70-ых годов 19–го века и на протяжении всей своей жизни Илья говорил, что не обязательно считать объединяющим фактором веру, тем более в Грузии, и сменил слово «вера» в этой триаде и использовал потом всегда слово «история». «Отчизна, язык, история», - говорил он, особенно после того, как оккупированная (Османской империей) Аджария присоединилась, если можно так сказать, к Грузии (в 1878 году решением Берлинского конгресса Аджария была передана Российской империи), и тогда же появилось некое напряжение между грузинами, исповедующими христианство, и грузинами (аджарцами), исповедующими ислам.
Думаю, немногие в обществе знают об этом, а публицистику Ильи изучают так, как устраивает систему. И так продолжается с тех пор, как распался Советский Союз.
По словам самого Ильи Чавчавадзе, ему было важно, чтобы эти его слова не разъединяли, а объединяли.
Я считаю, что спорить с властью по этому поводу не имеет смысла. Не могу понять, чем в этом случае плохо слово «единство»? По словам самого Ильи Чавчавадзе, ему было важно, чтобы эти его слова не разъединяли, а объединяли. Он подошел к этой проблеме с такой точки зрения, и, соответственно, к этой истории, которая у нас общая – и у этнических грузин, и у этнических негрузин, у христиан, у грузинских евреев, католиков, мусульман и так далее. В публицистике Ильи большой акцент делается на единстве. Поэтому для меня нет никакого противоречия в слове «единство». Люди должны знать мнение самого Ильи (Чавчавадзе) по этому вопросу. Было бы хорошо, если бы те, кто его знает, распространяли бы правду о словах и мыслях Ильи по этому вопросу.
Неприятие слова «единство» правящей силой мне кажется немного странным. Наверное, расчет делается на псевдопатриотов, на тех чересчур религиозных людей, которые никому не верят, кроме духовенства, и на собственный партактив.
- Константине, вы студент, представитель поколения Gen Z – те, кто родился в 1997–2012 годы, которое особенно активно участвует в нынешних протестах?
Что касается поколения Gen Z, их главный плюс, наверное, в свободном доступе к информации, они сами могут искать ее, анализировать, оценить ее достоверность, а потом действовать на основании собственных оценок.
-Нет я не студент, я педиатр и работаю по профессии. Мне 32. Я «миллениал» – поколение 1981–1996 годов. Что касается поколения Gen Z, их главный плюс, наверное, в свободном доступе к информации, они сами могут искать ее, анализировать, оценить ее достоверность, а потом действовать на основании собственных оценок. С этой точки зрения, наоборот, довольна уязвимы и часть миллениалов, и все более старшие поколения. Они больше рискуют стать жертвами недостоверных мессиджей, которые распространяет российская пропагандистская машина. И в конечно же, в ней используется «Грузинская мечта».
-Что планирует ваше движение «Джиути», слоганом которого является «Непреклонно в ЕС»? «Грузинская мечта» анонсировала на 29 апреля перед зданием парламента акцию своих сторонников в поддержку закона об «иноагентах».
- Говорить только о планах «Джиути» я считаю неправильным. Эти масштабные акции протеста планируются сообща разными группами активистов. И дату мы определяем вместе. Мы («Джиути»), собираемся протестовать каждый раз, когда будут проходить слушания законопроекта в парламенте. Но не думаю, что 29 апреля мы будем устраивать контракцию, подобную той, на которую сейчас решились власти. Но это не окончательное решение, мы должны этот вопрос обсудить с остальными.
- Власть обвиняет участников и организаторов акции протеста в том, что он не спонтанный, что часть молодежи обманута представителями так называемой радикальной оппозиции. Их влиянием посчитали в правящей силе и замену «веры» на «единство» в той же клятве молодежи. Насколько это соответствует действительности? Вы сами являетесь представителем какой-нибудь политической силы?
Если кто и обманут, так это избиратель «Грузинской мечты», которому говорят: «С достоинством - в Европу», а ведут нас в Россию.
- Я представляю только «партию» «Наука и педиатрия». Если же серьезно, то абсолютное большинство тех, кто там стоит, приходит по собственному побуждению. Все эти дни, с 18 апреля, многие нас спрашивают, не мы ли организовали эти акции и мобилизовали молодежь? Но на самом деле эти акции никто не организовывал. Люди приходят не по чьему-то зову. В отличие от партактива, которому власть сейчас собирается дать прямое поручение (и не дай бог не приедут из регионов, в том числе 29 апреля), такие вещи на нашем фланге не делаются. Никто на нашей стороне не обманут, все на энтузиазме. Если кто и обманут, так это избиратель «Грузинской мечты», которому говорят «С достоинством – в Европу», а ведут нас в Россию. В прошлом году они заставили свой партактив обещать, что этот закон не вернут на новое рассмотрение в парламент, но вот внесли. Как обманули и с обещанием снизить избирательный барьер, а потом отказались, как отказались и от других договоренностей, например, с Шарлем Мишелем.
Сейчас одна сторона всячески старается выплеснуть столько лжи, что люди запутались и не могут понять, где правда, а где ложь. Но на другой стороне, к счастью, люди умеют проверять информацию и быть более «вокальными», то есть, громко высказать свое мнение. В первые дни протеста на всех платформах в соцсети активничали сторонники правящей силы, их тролли и боты, но потом противники закона об иноагентах, без единой координации, на одном энтузиазме полностью одолели эту пропаганду в Facebook, Instagram, Tik-Tok. Бывшим Twitter, теперь Х, грузинское население не так пользуется, но те, кто там есть, тоже очень активны и мы побеждаем в этой информационной войне. Так что никто не диктует, кому что делать.
Власть может стать жертвой своей же политики, если вовремя не проанализируют ситуацию и не поймет, что бессмысленно пытаться показать себя как некоего strong man, как властного автократа перед этим поколением. Наверное, они больше рассчитывают на сорокалетних.
В конечном итоге все это должно закончиться уходом «Грузинская мечты» после парламентских выборов. И появлением в конце 2024-го года коалиционного правительства, чтобы в Грузии раз и навсегда, окончательно завершилось не только единоличное правление Бидзины (Иванишвили), но и однопартийное правление».
Форум