Ордер на арест, запрошенный прокурором МУС Каримом Ханом для Биньямина Нетаньяху, может обернуться спасательным кругом для израильского премьер-министра. Испытывающий колоссальное давление как со стороны союзников, так и внутриполитических оппонентов глава правительства получил поддержку со стороны оппозиции и Вашингтона. Эксперты отмечают: попытка МУС таким образом надавить на Нетаньяху оказалась палкой о двух концах.
Конфликт в Секторе Газа поднялся на новую ступень: запрос генпрокурора Международного уголовного суда Карима Хана о выдаче ордера на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, израильского министра обороны Йоава Галанта, а также трех лидеров палестинской группировки ХАМАС смешал карты всем заинтересованным сторонам. Хан считает, что все указанные в запросе виновны в военных преступлениях, совершенных во время нападения ХАМАСа на Израиль и ответной операции израильских войск в Секторе Газа.
«Сегодня я подаю в Палату предварительного производства Международного уголовного суда ходатайства о выдаче ордеров на арест в связи с ситуацией в Государстве Палестина для следующих лиц: Яхьи Синвара – главы Исламского движения сопротивления ХАМАС, Мохаммеда Диаба Ибрагима аль-Масри (Дейфа) – главнокомандующего военным крылом ХАМАСа, известного как «Бригады Аль-Кассам», Исмаила Хании – главы политического бюро ХАМАСа. На основании доказательств, собранных и изученных моей Канцелярией, у меня есть достаточные основания полагать, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и министр обороны Израиля Йоав Галант несут уголовную ответственность за следующие военные преступления и преступления против человечности, совершенные на территории Государства Палестина (в Секторе Газа) по крайней мере с 8 октября 2023 года», – заявил генпрокурор МУС.
Теперь судьи Уголовного суда ООН должны определить, соблюдены ли условия выдачи ордеров на арест, запрошенных Каримом Ханом. Если МУС все же примет решение выдать ордер на арест Биньямина Нетаньяху, это означает, что теоретически любая из 124 стран-членов МУС будет обязана арестовать его, если он прибудет на их территорию. При этом суд не имеет полицейских сил для обеспечения выполнения своих мандатов и полагается на готовность государств-членов играть в эту игру.
Израиль, как и ХАМАС, ожидаемо осудили инициативу Хана. Сам главный фигурант, премьер-министр еврейского государства Биньямин Нетаньяху тут же обвинил прокурора МУС в антисемитизме:
«Абсурдный и лживый ордер прокурора в Гааге направлен не только против премьер-министра и министра обороны Израиля, он направлен против всего государства Израиль. Он направлен против солдат ЦАХАЛа, которые с отчаянной храбростью сражаются против подлых убийц ХАМАСа, которые с ужасающей жестокостью напали на нас 7 октября. Прокурор в Гааге, как вы смеете сравнивать монстров ХАМАСа и солдат ЦАХАЛа? ХАМАС, который убивал, сжигал, резал, обезглавливал, насиловал и похищал наших братьев и сестер, а солдаты ЦАХАЛа вели справедливую войну. Как премьер-министр Израиля, я с отвращением отвергаю сравнение прокурора в Гааге между демократическим Израилем и убийцами ХАМАСа. Это полное искажение реальности».
Схожую позицию занял и президент Израиля Ицхак Герцог. Он выразил возмущение «односторонним подходом» прокурора Карима Хана, заявив, что это «политическая мера, которая поощряет террористов по всему миру»:
«Заявление прокурора МУС выходит за рамки возмутительного и показывает, в какой степени международная судебная система находится под угрозой краха. Этот недобросовестный односторонний шаг представляет собой политическую меру, которая поощряет террористов по всему миру и нарушает все основные правила суда в соответствии с принципом международного права, взаимодополняемости и другими правовыми нормами. Лидеры ХАМАСа являются репрессивными диктаторами, виновными в массовых убийствах, массовых изнасилованиях и массовых похищениях мужчин, женщин и детей. Попытка провести параллели между этими жестокими террористами и демократически избранным правительством Израиля, работающим над выполнением своего долга по защите своих граждан, полностью соблюдая принципы международного права, является возмутительной и не может быть принята никем. Мы ожидаем, что все лидеры свободного мира прямо осудят этот шаг и решительно отвергнут его».
Реакция Вашингтона, главного союзника Израиля, не заставила себя долго ждать. Заявление прокурора МУС спустя всего несколько часов после того, как советник по национальной безопасности президента США Джейк Салливан провел встречи с официальными лицами в Иерусалиме, привело в ярость американский политический истеблишмент. Джо Байден не постеснялся резких выражений в адрес инициативного прокурора:
«Позвольте мне внести ясность: мы отвергаем ходатайство прокурора МУС о выдаче ордеров на арест израильских лидеров. Что бы ни значили эти ордера, между Израилем и ХАМАСом нет никакого эквивалента, и ясно, что Израиль делает все возможное, чтобы обеспечить защиту гражданского населения. Позвольте мне вопреки обвинениям в адрес Израиля, выдвинутым Международным судом, подчеркнуть, что происходящее не является геноцидом. Мы отвергаем это и всегда будем поддерживать Израиль и помогать отражать угрозы его безопасности. И моя приверженность безопасности еврейского народа, безопасности Израиля и его праву на существование как независимого еврейского государства непоколебима. Мы поддерживаем Израиль, чтобы уничтожить Синвара и остальных палачей ХАМАСа. Мы хотим, чтобы ХАМАС потерпел поражение».
Жесткая реакция со стороны президента США неудивительна. Этот шаг МУС ставит администрацию Байдена перед серьезными внутренними и дипломатическими вызовами. Защита президентом Израиля и непосредственно Нетаньяху грозит усугубить разногласия по поводу войны в Газе внутри его собственной Демократической партии, готовящейся к тяжелой предвыборной борьбе. При этом любые прямые ответные меры против МУС могут подорвать усилия США по позиционированию себя в качестве посредника в переговорах по прекращению конфликта и подорвать авторитет Вашингтона среди многих стран так называемого Глобального Юга. Реакция Москвы говорит о том, что Россия, на имя президента которой подобный ордер уже выдан, не преминет воспользоваться ситуацией:
«Как вы знаете, мы не являемся участниками соответствующего закона, поэтому не признаем юрисдикцию суда. Это первое. В целом ситуация более чем любопытна с точки зрения отношения США и готовности использовать санкционные методы даже против МУС. Довольно любопытно. С одной стороны, мы это не поддерживаем, но с другой, мы внимательно следим и отслеживаем эти особенности», – заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
У Вашингтона действительно уже давно сложились непростые отношения с МУС. США не являются членом суда и исторически стремились дистанцироваться от него, в первую очередь, из-за опасений, что могут стать объектом расследований в связи с действиями в ходе конфликтов, например, в Ираке и Афганистане. Однако Вашингтон поддержал расследование МУС в отношении президента России Владимира Путина.
Примечательно, что до того, как было объявлено о запросе на выдачу ордеров на арест, США высказывались довольно осторожно о расследовании МУС войны между Израилем и ХАМАС, лишь заявляя, что суд не обладает юрисдикцией в этом деле. Теперь же позиция администрации ужесточилась. Госсекретарь Энтони Блинкен дал понять, что решение МУС может повредить усилиям США по прекращению войны.
Впрочем, эксперты отмечают: в этом вопросе Вашингтон должен действовать предельно осторожно. Жесткая ответная реакция Вашингтона до того, как судьи Палаты предварительного производства получат возможность рассмотреть заявление прокурора Карима Хана, может привести к обратному результату, в результате чего США будут открыты для обвинений в двойных стандартах.
«Мы решительно призываем к проведению расследования и предъявлению обвинений России, а затем разворачиваемся и пытаемся выдвинуть совершенно иные аргументы в отношении Израиля и Сектора Газа. Это просто не поможет нашему влиянию на общую ситуацию на Ближнем Востоке», – считает бывший посол США по вопросам военных преступлений при администрации Клинтона, а ныне старший научный сотрудник аналитического центра Совета по международным отношениям Дэвид Шеффер.
При этом аналитики также отмечают: несмотря на жесткую критику со стороны Биньямина Нетаньяху, МУС своими действиями фактически спас израильского премьера, испытывающего колоссальное внешнее и внутреннее давление. Когда казалось, что дни пребывания Нетаньяху во власти практически сочтены, Международный уголовный суд пришел ему на помощь. Военный кабинет, созданный после нападения ХАМАСа, в последние дни оказался на грани развала – буквально на днях бывший министр обороны и один из оппонентов Нетаньяху Бени Ганц пригрозил выйти из его состава, если премьер не представит четкий послевоенный план управления Газой, чего Нетаньяху делать очень не хотел. Теперь же бунт Ганца, похоже, отошел на второй план.
Если Карим Хан надеялся, что, обвинив обе стороны в военных преступлениях и преступлениях против человечности, он сможет добиться паузы в боевых действиях и убедить Израиль пересмотреть свою военную кампанию, то его ждет разочарование. Спустя всего несколько минут после появления новости о возможном преследовании Нетаньяху со стороны МУС лидер израильской оппозиции Яир Лапид, один из главных политических противников нынешнего премьер, осудил Хана и назвал его заявление «катастрофой».
Израильские аналитики также считают, что запрос прокурора МУС на выдачу ордера на арест Нетаньяху лишь сыграет на руку израильскому премьеру, буквально заставив оппозиционных политиков и критиков выступить в защиту Нетаньяху. Большинство израильтян, а премьер в своем ответном заявлении очень тонко сыграл на этом, восприняли действия Хана как атаку на Израиль, а не только на Нетаньяху.
«Связать Биби [Биньямина Нетаньяху] с Синваром – это то, что израильтянам очень трудно проглотить. Это только подтолкнет израильтян к тому, чтобы чувствовать себя еще более осажденными. Вы берете убийцу, человека, который посылает своих людей убивать невинных израильтян, и связываете его с премьер-министром Израиля, который отвечает за контратаку, то есть это то, что израильтяне не могут принять… Это играет в пользу Нетаньяху. Израильтяне уже говорят: «Слушайте, они все антисемиты. Они все против нас», – говорит бывший премьер-министр Израиля и яростный критик Нетаньяху Эхуд Ольмерт.
В число 124 государств, подписавших договор, признающий юрисдикцию Международного головного суда, не входят Россия, Китай и США. Израиль этот договор тоже не подписал. Но МУС постановил, что юридические полномочия преследовать преступников по ходу войны у него есть, поскольку палестинская сторона подписала договор.
Что касается ХАМАСа, то двое из обвиняемых лидеров группировки, предположительно, скрываются где-то на территории Газы. Это глава террористов в анклаве Яхья Синвар и командир ее военного крыла «Бригады Кассам» Мохаммед Дейф, который в документах МУС фигурирует под именем Мохаммед аль-Масри. Учитывая военную операцию Израиля, ордер на арест не сильно добавит им стресса. Но вот третий лидер ХАМАСа, которому грозит ордер на арест, – глава политического бюро группировки Исмаил Хания – активно путешествует по региону и встречается с высокопоставленными арабскими и иранскими лидерами. Правда, живет Хания в Катаре – стране, как и Израиль, не подписавшей Римский статут, учредивший МУС.
Форум