Accessibility links

В оппозиции спорят о единстве с «Национальным движением»


Михаил Саакашвили призвал оппозиционные прозападные партии к объединению. Впрочем, не все в оппозиции разделяют этот порыв. К примеру, «Лело» Мамуки Хазарадзе и партия экс-премьера Георгия Гахария «За Грузию» выступают с другими предложениями, которые исключают не только лидерство ЕНД, но и само его участие.

Свое предложение экс-президент сформулировал по видеосвязи во время судебного процесса.

«Сегодня как никогда нам нужно забыть все разногласия, все обиды. Я хочу сказать людям, которые всегда голосовали за Иванишвили: овцы идут прямиком в пропасть, не будьте овцами, давайте все вместе подумаем, как вы видите будущее Грузии. Когда у нас не было единства, Шеварднадзе был вынужден ввести страну в СНГ, но тогда Россия оказалась недостаточно сильна, чтобы поглотить нас полностью. Сейчас она может это сделать. Поэтому я призываю к единству. Мы готовы пойти на любые уступки: нейтральный номер, общий список. Мы все должны сделать так, чтобы голос Грузии был услышан во всем мире, потому что мир смотрит на Грузию с восхищением. Чем активнее мы будем, тем больше поддержки получим».

Инициативу Михаила Саакашвили поддержал лидер партии «Стратегия Агмашенебели» Георгий Вашадзе, который уже входит в единый список с «Нацдвижением».

«Надеюсь, что все пересмотрят свою позицию. Что касается формирования списка, наша позиция известна: готовы уступить первые десять мест новым людям, которые смогут сделать шаг в политику и заслужить доверие общественности. Сейчас для меня так важно спасти Грузию, что я готов уступить свое место любому! Единство с общим списком – это поддержка 80% населения, сегодня единый оппозиционный фронт как минимум на 20 пунктов побеждает «Грузинскую мечту», такова реальность. Именно эти выборы должны решить, станет ли Грузия членом Евросоюза или окажется под влиянием России».

По всей видимости, заявление Вашадзе было адресовано политикам, которые выступают за дистанцирование как от «Грузинской мечты», так и от ЕНД.

Напомним, два дня назад лидер партии «Лело» Мамука Хазарадзе предложил создать «альтернативный оппозиционный центр»:

«Мы не будем в одном списке с «Национальным движением», никакие аргументы меня не смогут переубедить, это будет подарком для «Грузинской мечты». Я не верю ни в какой единый список, мы продолжим работу над созданием альтернативного центра. Мы должны предоставить избирателям и гражданам альтернативную платформу и выбор. Мы уже предприняли шаги в этом направлении», – заявил Хазарадзе.

Партии обязаны объединиться и представить конкретный план действий, чтобы отвергнуть обвинения «Грузинской мечты» в насильственном захвате власти, считает лидер «Дроа» Элене Хоштария:

«Вопрос уже не стоит так, требуется ли единство – это уже не выборы, а референдум: Россия – Запад! Оппозиция должна объединиться, чтобы снять всякие подозрения и вопросы в обществе. У избирателя есть законное опасение – не хочет ли оппозиция захватить власть, и мы должны очень серьезно подойти к этому вопросу. В нашем единстве должна присутствовать страховка от этого, которую мы предложим».

По мнению политолога Вахтанга Дзабирадзе, партиям необходимо не спешить и более взвешенно определить цели общего списка. Вполне возможно, что эффект двух полюсов оппозиции будет сильнее, считает политолог.

«В «Нацдвижении» предлагают пойти на выборы всем вместе против «Грузинской мечты», но есть немаловажный нюанс: механическое единство партий автоматически не приведет к общей сумме голосов. Дело в том, что немалую часть электората оппозиции составляют бывшие сторонники «Грузинской мечты», которые в ней разочаровались, но для которых категорически неприемлемо видеть их фаворита в одной упряжке с ЕНД. Поэтому для победы над властью предпочтительнее иметь два оппозиционных центра. Практически в ЕНД можно объединить все ранее отколовшиеся от нее силы – это партии Ники Мелия, Гиги Бокерия, Элены Хоштария и прочие. Они получат голоса единого фланга «Нацдвижения». Кроме них, в оппозиции есть две значимые силы, «Лело» и «За Грузию», в случае их альянса туда мобилизуются остальные голоса оппозиции, что позволит не распылять протестный электорат по более мелким партиям, чтобы гарантированно преодолеть 5-процентный проходной барьер. Думаю, это было бы самым оптимальным вариантом для оппозиции».

В подтверждение Дзабирадзе привел последние президентские выборы, когда во втором туре схлестнулись фавориты «Грузинской мечты» и «Нацдвижения». Тогда Саломе Зурабишвили (59,6%) получила на 200 тысяч голосов больше конкурента Григола Вашадзе (40,4%).

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG