Сегодня парламент Грузии заслушал отчет глав спецслужб. Первым выступил заместитель главы СГБ Алексий Батиашвили, а ближе к вечеру депутаты выслушали главу службы Григола Лилуашвили. Оппозиция ограничилась участием в утреннем мероприятии, сочтя дискуссию бессмысленной.
Оккупация Россией Абхазии и Цхинвальского региона – главные угрозы прошедшего года, сказано в 43-страничном ежегодном отчете Службы государственной безопасности. Как отмечается в докладе, строительство базы ВМФ РФ в оккупированном Очамчирском районе, как и восстановление сухумского аэропорта, станет дополнительным рычагом давления России в регионе.
Кроме этого, согласно документу, за отчетный период отмечалась активизация деятельности в Грузии зарубежных спецслужб, которые, используя инструменты гибридной войны, пытались получить влияние на Грузию и инициировать в ней выгодные для себя процессы. В докладе также упоминаются дезинформационные и пропагандистские кампании против Грузии, в том числе с целью нанести ущерб международному имиджу страны. В документе говорится, что «различные внутренние и внешние силы предпринимали попытки обострить политическую ситуацию в Грузии, подготовить почву и мобилизовать ресурсы для насильственной смены власти».
Представителей СМИ интересовал ход расследования дел, о которых СГБ говорил в начале мая на фоне выступлений против закона об «иноагентах», сравнивая их со «сценарием Майдана». На вопрос о том, почему до сих пор не названы фигуранты дела о «государственном перевороте», заместитель начальника СГБ Батиашвили ответил, что конкретные сроки назвать «очень сложно»:
«Предстоит провести много оперативно-следственных действий, которые могут выходить за пределы Грузии, были и другие объективные препятствующие обстоятельства, поэтому никто не может заранее сказать, сколько продлится расследование».
Кроме того, по словам чиновника, в Грузии выявлено «много шпионов иных государств», хотя цель не в том, чтобы арестовать их «ради спектакля».
«Главной целью и задачей контрразведывательных мероприятий не является арест шпиона. Наша главная задача – распознать, выявить, определить сферы интересов иностранных спецслужб, определить направления их деятельности, интерес, определить связи, способы и методы их действий, провести превентивные действия в интересах нашего государства. Выявлено много шпионов, но мы не организуем зрелищ, и соответственно, не говорим об этом публично», – заявил Батиашвили журналистам.
После этих заявлений в оппозиции заявили, что продолжение дискуссии лишено смысла. Оппозиция проигнорировала доклад главы СГБ Григола Лилуашвили, который отвечал на вопросы депутатов в закрытом режиме.
Как говорят в оппозиции, заявления начальников спецслужб полностью укладываются в излюбленную тему власти о перманентной «майданизации» политических процессов. То, что за прошлый год не выявлен ни один подозреваемый, говорит о том, что СГБ превратилась в политический инструмент, заявила независимый депутат Теона Акубардия:
«В докладе СГБ отмечено, что оккупационный режим в Абхазии пытается свести к минимуму грузино-абхазский диалог и процесс восстановления доверия, который исходит от Грузии, путем ограничения деятельности организаций, финансируемых западными донорами. В этой ситуации возникает вопрос, как произошло, что интересы России «Мечта» прямо и открыто реализовывала в Тбилиси? Ведь получается, что грузино-абхазские и грузино-осетинские проекты по восстановлению доверия, вытекающие из программы правительства, будут напрямую ограничены на основе закона об «иноагентах». Ответ очевиден: официальный Тбилиси является проводником интересов России, что четко прослеживается даже из этого доклада».
По всей видимости, в оппозиции едины в требовании реформирования спецслужб в случае победы на парламентских выборах. СГБ сегодня используется в лучших советских традициях, заявила на брифинге депутат от «Лело» Саломе Самадашвили:
«Реформирование Службы безопасности будет одним из наших приоритетов, поскольку это ведомство, которое должно служить интересам грузинского народа, в настоящее время служит политическому режиму, решая при этом задачи России. Поэтому мы не считаем, что есть смысл задавать вопросы или вести диалог с ее нынешним лидером. Фактически СГБ используется в лучших советских традициях для установления контроля над гражданами, и нейтрализацией угроз государству заниматься не может. Первое, что нужно сделать, это принять закон о люстрации. В результате выявленные люди, которые являются проводниками интересов России в нашей стране, больше не будут иметь возможности работать против грузинского народа в государственных органах».
Эти доводы разделяют и в «Нацдвижении». В условиях коалиционного правительства СГБ в нынешнем виде должна быть реформирована, заявила депутат Ана Цитлидзе.
«СГБ является главным организатором нападений на молодежь, всего того насилия, которое мы наблюдаем в последние несколько месяцев. Что касается отчета, то он ничем не отличается от предыдущих отчетов, когда СГБ не отвечала по существу ни на один вопрос. Когда СГБ говорит об идущей в стране гибридной войне и не называет ее участников, не смея даже упомянуть Россию, у нас не может быть вопросов к представителю российского режима господину Лилуашвили, находящемуся на этой должности только по той причине, что он является доверенным лицом Бидзины Иванишвили», – подчеркнула депутат.
Форум