Accessibility links

Дележ портфелей до окончания драки 


Новоизбранный парламент Южной Осетии собрался на первое заседание 24 июня. Но не в полном составе. «Единая Осетия», набравшая больше всех голосов по партийным спискам, продолжает оспаривать в Верховном суде результаты выборов из-за установленных ее наблюдателями случаев фальсификаций. Впрочем, это не помешало собравшимся избрать руководство парламента. Кому что досталось и почему?

На первую сессию парламента пришли 27 из 34 депутатов. Заседание проигнорировала партия «Единая Осетия». Из восьми членов ее фракции в законодательный орган явился лишь один депутат — мажоритарий от 5 округа Цхинвала Азамат Джанаев.

Сессия была посвящена выборам председателя законодательного собрания и трех вице-спикеров. Как и ожидалось, председателем заксобрания был избран второй номер в партийном списке «Ныхас», экс-руководитель администрации президента Алан Маргиев.

Зато переход его предшественника на посту спикера в администрацию президента теперь под вопросом. Как утверждают инсайдеры, Алан Алборов больше не хочет становиться главой администрации, он претендует на пост председателя правительства. Должность «живая» — ее занимает Константин Джуссоев.

Второй ожидаемый итог — первым вице-спикером парламента стала председатель партии «Ныхас», №1 в партийном списке Зита Бесаева.

Из 27 депутатов, собравшихся в парламенте, и за Маргиева, и за Бесаеву проголосовали 26 человек, против — 1. Очевидно, это был Азамат Джанаев — единственный представитель фракции «Единая Осетия», явившийся на сессию.

Во время выборов двух вице-спикеров депутаты не обнаружили такого же единодушия, как в случае с Аланом Маргиевым и Зитой Бесаевой. На пост вице-спикера вместе с очевидно договорной кандидатурой «Ныхас» и «Народной партии» Ибрагимом Харебовым свою кандидатуру выставил и Алан Гаглоев, депутат прошлого созыва, руководитель предвыборного штаба президента Гаглоева в 2022 году. Голоса парламентариев разделились: 18 проголосовали за Харебова по числу фракций «Народной партии» и «НЫХАС», и 8 — за Гаглоева. Один народный избранник (депутаты убеждены, что это Азамат Джанаев) свой бюллетень испортил. На пост еще одного вице-спикера свои кандидатуры выставили депутат-мажоритарий Константин Плиев и председатель Компартии Таймураз Тадтаев.

На этот раз выборы прошли без Азамата Джанаева. Он с самого начала заседания хотел выступить перед коллегами, но ему не давали слова до выборов руководства парламента. Он все же настоял на своем, но лишь затем, чтобы заявить присутствовавшему на сессии президенту Гаглоеву, что власти обманули людей — выборы были незаконными и грязными, поэтому он не будет участвовать в этом фарсе. После такого заявления депутат Джанаев демонстративно покинул сессию.

Кандидатуру Таймураза Тадтаева поддержали 23 депутата, а Константина Плиева — 3.

По мнению спикеров, сегодняшнее голосование указывает на, так сказать, недостаточную лояльность восьми мажоритариев, шедших на выборы без очевидной поддержки со стороны политических партий. Многих из них ассоциировали с «Ныхас», но, как оказалось, экспертные прогнозы продержались до первой сессии.

Среди них были и Константин Плиев, и Алан Гаглоев. Оба, судя по итогам голосования, поддержали кандидатуры спикера и его первого зама. Очевидно, Алан Гаглоев считал себя вправе рассчитывать на поддержку депутатов от «Ныхас», но бывшие соратники его явно разочаровали. Поддержка восьми депутатов мажоритариев указывает и на то, что они не готовы быть послушными во всем и следовать договоренностям, к которым они не имеют непосредственного отношения.

В этом смысле, указывают спикеры, согласие в парламенте не такое прочное, как пытается изобразить президентская команда, и у оппозиции есть шансы расширить свои ряды. В пользу этого мнения, утверждают они, и явный дефицит легитимности законодательного собрания после массовых нарушений, выявленных в день голосования. Именно дефицит легитимности подсказывает депутатам держать дистанцию от партии власти и является решающим фактором в переходе их на сторону оппозиции.

Впервые в истории парламентаризма Южной Осетии партия «Ныхас», занявшая второе место на выборах (30,60%), забрала себе кресло и спикера, и его первого заместителя, в то время как партия-победитель «Единая Осетия» (31,52%) осталась без кресла вице-спикера.

Все-таки несмотря на соотношение фракций в парламенте в пользу «Ныхас» с учетом мажоритарных кандидатов, избиратель среди всех партий отдал предпочтение именно «Единой Осетии.

По информации телеграм-канала БОНВ[Ӕ]РНОН, перед сессией по инициативе Маргиева состоялась встреча с лидером партии «Единая Осетия» Ацамазом Бибиловым. Как утверждает канал, Алан Маргиев по просьбе Алана Гаглоева настоятельно просил Бибилова не создавать напряженность и принять участие в первом заседании парламента 24 июня.

«В попытке смягчить ситуацию Маргиев предложил «Единой Осетии» два комитета — по религии и по социальной политике. Однако, по нашей информации, Бибилов категорически отказался от этих подачек и заявил, что не будет присутствовать на сессии до тех пор, пока суд не вынесет свое решение по вопросу фальсификаций на выборах… Если «Единая Осетия» проглотит эту унизительную подачку, то Ацамазу Бибилову не стоит даже мечтать о президентских выборах. Эти фальсификации — лишь начало, прелюдия к еще более грязным махинациям на президентских выборах», — пишет телеграмм-канал БОНВ[Ӕ]РНОН.

В итоге «Единая Осетия» остается и без парламентских комитетов. Иными словами, новое заксобрание не учитывает интересов по меньшей мере трети избирателей Южной Осетии.

Зато «Народная партия» с результатом в 16,03% голосов кроме кресла вице-спикера претендует еще на три парламентских комитета — по спорту и туризму, по здравоохранению и, как утверждают инсайдеры, специально для «народников» будет создан еще один комитет — по сельскому хозяйству.

В интервью «Сапе» председатель центрального комитета «Единой Осетии» Алан Тадтаев сообщил о причинах демарша партии. По его словам, «Единая Осетия» обратилась в Верховный суд с иском о нарушениях во время выборов, и до рассмотрения искового заявления идти в парламент не собирается:

«У нас есть веские доказательства фальсификации выборов. Без решения Верховного суда мы не имеем права. И те, которые сегодня там голосуют за избрание спикера парламента, тоже не имеют права этого делать, потому что они тоже в курсе тех фальсификаций, которые произошли на выборах в республике», — сказал Тадтаев.

Партия требует признать несостоявшимися выборы во Владикавказе, где 733 избирателя проголосовали исчезающими чернилами, из-за чего их бюллетени оказались пустыми и были признаны недействительными.

Недействительными, по мнению оппозиции, необходимо признать и голосование на избирательном участке №63 (16-й одномандатный округ, поселок Ленингор). Там около семидесяти бюллетеней были заверены не уполномоченными, то есть подложными лицами, еще девять бесследно исчезли.

На 63-м участке голосовало большинство привезенных из Северной Осетии людей. Если выборы там будут признаны недействительными, то придется отменить и победу кандидата от власти Зазы Дрияева из-за низкой явки. По приблизительным оценкам наблюдателей, на выборах в округе приняли участие более 500 привезенных избирателей и около 250 местных.

Еще одно требование «Единой Осетии» — признать несостоявшимися выборы в одномандатном округе №3, где, по данным Избиркома, одержал победу Александр Гассиев с результатом в 415 голосов. Партийцы настаивают, что явка избирателей в округе не набрала 50%+1 голос, необходимых для признания выборов состоявшимися. С этим мнением солидарны и руководитель ЦИК Эмилия Гагиева, и ее заместитель Гултамзе Гогичаева, которые отказались подписывать протокол №1 о результатах выборов по одномандатному избирательному округу.

«…в выборах по одномандатному избирательному округу № 3 города Цхинвал приняло участие 1243 избирателя, а в списки избирателей на момент окончания голосования было внесено 2640 избирателей, что составляет менее 50 процентов от числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования», — написала в своем особом мнении Эмилия Гагиева.

Наконец, «Единая Осетия» настаивает на противозаконных методах подсчета голосов (без учета недействительных бюллетеней), из-за которых Компартия перешагнула 7% барьер, в то время как «Единая Осетия» не досчиталась одного мандата.

В пользу требований «единоосов» — и особые мнения пяти членов ЦИК во главе с Эмилией Гагиевой, отказавшихся подписывать итоговый протокол по той же причине неправомерного подсчета результатов выборов.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG