Конфликт в Секторе Газа перекинулся на Ливан. Израиль начал наземную операцию в южных районах этой страны. Власти еврейского государства настаивают: эта мера необходима для того, чтобы очистить приграничные территории от боевиков «Хезболлы». В Вашингтоне признали, что были проинформированы о начале вторжения, параллельно отмечая: операция должна ограничиться районом границы. Но международное сообщество считает, что Израиль может пойти дальше и по примеру предыдущих «ливанских войн» оккупировать значительную часть Ливана. Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган и вовсе призывает применить силу против Израиля, обещая, что не допустит превращения Ливана во вторую Газу.
Демо-версия Третьей Ливанской войны — Израиль начал ограниченную военную операцию в южных районах соседней страны. Подразделения ЦАХАЛа перешли границу с целью ликвидировать опорные пункты и базы «Хезболлы» (является как вооруженной группой, так и политической партией, которая контролирует большую часть районов с шиитским населением на юге Ливана) в деревнях, расположенных вблизи израильской территории. По данным Армии обороны, с ночи ведутся интенсивные бои с террористами. ВВС и артиллерия поддерживают наземные войска ударами по военным целям в этом районе. При этом в ЦАХАЛе настаивают: в задачи военных не входит оккупация ливанских территорий. Цель — выбить боевиков из приграничной зоны, откуда они осуществляют постоянные обстрелы северных районов Израиля.
Мы воюем с «Хезболлой», а не с народом Ливана
«Армия обороны Израиля проводит ограниченные и точечные рейды вдоль северной границы Израиля для нейтрализации угрозы, которую «Хезболла» представляет для мирных жителей северного Израиля. Эти локальные наземные рейды будут нацелены на опорные пункты «Хезболлы», которые угрожают израильским городам, кибуцам и общинам вдоль нашей границы. «Хезболла» превратила ливанские деревни, расположенные рядом с израильскими деревнями, в военные базы, готовые к нападению на Израиль. «Хезболла» готовилась использовать эти деревни в качестве плацдармов для вторжения в израильские дома в стиле 7 октября. Мы воюем с «Хезболлой», а не с народом Ливана. Мы не хотим причинять вред ливанским гражданам, и мы принимаем меры, чтобы предотвратить это. Мы не позволим 7 октября повториться ни на одной из наших границ. Мы продолжим делать все необходимое, чтобы израильские семьи могли вернуться в свои дома в безопасности», — заявил представитель Армии обороны Израиля Даниэль Хагари.
В понедельник вечером в Израиле прошло заседание военного кабинета, на котором был одобрен следующий этап операции против «Хезболлы» (США признали «Хезболлу» террористической организацией, в то время как Европейский Союз признал таковой только ее военизированное крыло, но не политическую партию. Партия «Хезболла» представлена в ливанском парламенте). Министр обороны страны Йоав Галант, ранее призвавший солдат быть готовыми в любой момент исполнить приказ, дал понять: Израиль намерен добиться силой того, чего не смогло международное сообщество с помощью дипломатии.
«Следующий этап войны против «Хезболлы» начнется скоро. Он станет существенным фактором изменения ситуации в сфере безопасности и позволит нам выполнить важную часть целей войны: возвращение жителей в свои дома. Это мы сделаем. Как я уже говорил здесь месяц назад, мы сместили центр тяжести, поэтому я говорю сейчас: мы изменим ситуацию и вернем жителей домой, каких бы усилий это ни потребовало», — заявил Галант.
Ливанские войска отошли с позиций вдоль границы. Армия этой страны исторически старалась оставаться в стороне от крупных конфликтов с Израилем, предпочитая не вмешиваться в противостояние на стороне «Хезболлы». При этом Вашингтон, все последнее время пытавшийся не допустить перерастания конфликта в Газе на другие районы, явно недоволен.
Мы ясно заявили о своей позиции, что хотим видеть деэскалацию
«Послушайте, мы продолжаем наши обсуждения о прекращении огня, о деэскалации, которую мы все хотим видеть. Я не могу сказать вам, какие действия должна предпринять ливанская армия, или даже предсказать, какие действия она предпримет, но наша цель — это деэскалация. Опять же, я не собираюсь прогнозировать, что может произойти или не произойти в будущем. Мы ясно заявили о своей позиции, что хотим видеть деэскалацию. Мы не хотим видеть это распространение. И мы хотим найти путь к миру, чтобы палестинцы и израильтяне были в безопасности, а ливанцы и израильтяне, живущие на северной границе, также обрели безопасность и защищенность», — завила постпред США при ООН Линда Томас-Гринфилд.
Президент Соединенных Штатов Джо Байден, со своей стороны, дал понять: он был в курсе решения Израиля начать наземную операцию. При этом глава Белого дома верит в то, что действия ЦАХАЛа не распространятся дальше приграничной полосы.
«Я знаю больше, чем вы, возможно, знаете, и я уверен, что они остановятся. Сейчас нам следует прекратить огонь», — заявил Байден.
Чуть больше конкретики прозвучало со стороны Госдепартамента. Представитель внешнеполитического ведомства США Мэтью Миллер подтвердил, что израильские власти проинформировали Вашингтон о «ряде операций» в Ливане, включая наземные. При этом Миллер признал, что военное давление в данной ситуации хоть и может быть оправданным, но крайне непредсказуемо:
Мы, конечно, продолжаем поддерживать прекращение огня
«Мы вели переговоры. Они информировали нас о ряде операций. Я знаю, я видел отчеты о наземных операциях. У нас были с ними некоторые разговоры об этом. В настоящее время они сказали нам, что это ограниченные операции, сосредоточенные на инфраструктуре «Хезболлы» вблизи границы, но мы ведем с ними постоянные переговоры об этом. Мы, конечно, продолжаем поддерживать прекращение огня. Но я думаю, что иногда люди либо неправильно понимают, либо имеют свою собственную версию того, что такое прекращение огня. Прекращение огня — это не одностороннее сложение оружия одной из сторон конфликта. Это соглашение для обеих сторон прекратить конфликт. И мы продолжим взаимодействовать с нашими израильскими коллегами, с ливанскими коллегами и с другими странами по всему миру, чтобы достичь этой цели. Но в то же время есть еще пара вещей, которые также верны, а именно, что, во-первых, военное давление иногда может способствовать дипломатии. Конечно, военное давление также может привести к просчету. Это может привести к непреднамеренным последствиям. И мы сейчас ведем переговоры с Израилем по всем этим факторам».
В Пентагоне, со своей стороны, признают, что в ходе переговоров с Израилем стороны «согласились с необходимостью демонтажа инфраструктуры атак» на северной границе, чтобы не допустить нападений со стороны «Хезболлы». Но Вашингтон остается при своем мнении: несмотря на оправданность шагов по ликвидации террористов с целью гарантировать безопасное возвращение гражданских лиц в свои дома по обе стороны границы, необходимо дипломатическое решение.
«Я хочу прояснить несколько моментов. Во-первых, мы поддерживаем право Израиля защищать себя от терроризма. И это включает в себя привлечение к ответственности жестоких террористов, таких как Хасан Насралла. В то же время мы в итоге хотим увидеть дипломатическое урегулирование конфликта на Ближнем Востоке, которое обеспечит долгосрочную безопасность для народа Израиля, народа Ливана и палестинского народа, а также для всего региона. И мы продолжим работать над продвижением усилий на этих фронтах», — заявил Мэтью Миллер.
С вечера 30 сентября ЦАХАЛ объявил один из районов на израильско-ливанской границе закрытой военной зоной, доступ в которую запрещен. Сам район представляет собой относительно небольшой выступ, с трех сторон окруженный территорией Ливана. «Хезболла», занятая попытками заполнить вакуум власти внутри себя после гибели лидера группировки Хасана Насраллы и большой части руководящего состава, очевидно, находится не в лучшей форме. И израильское руководство, вероятно, решило воспользоваться моментом для того, чтобы отбросить боевиков за реку Литани, что, к слову, предусмотрено соответствующей резолюцией Совбеза ООН. При этом ЦАХАЛ обнародовал доказательства того, что «Хезболла» готовилась к масштабной операции, приуроченной к годовщине резни 7 октября.
Это смертоносная террористическая организация, которой не должно было быть здесь
«Это карта, которую «Хезболла» планировала передать своим террористам во время широкомасштабного вторжения в Израиль в рамках своего плана «Завоевание Галилеи», чтобы устроить бойню 7 октября на севере Израиля. Как вы можете видеть, на карте обозначены израильские поселения, посты Армии обороны Израиля, подъездные пути и цели для атаки. Мы нашли эту карту в одном из комплексов, который должен был использоваться тысячами террористов «Хезболлы» в день, когда они планировали осуществить свое вторжение. «Хезболла» планировала начать свою атаку 7 октября из деревень по всему югу Ливана, где она наращивала свое вооружение, возможности и силы в течение последних двух десятилетий. «Хезболла» также вырыла туннели под домами в этих деревнях недалеко от границы с Израилем. Мы сделаем все так быстро, как только сможем, и мы устраним угрозу рядом с нашей границей. Мы не пойдем на Бейрут, мы не пойдем на города на юге Ливана. Мы сосредоточимся на районах, прилегающих к нашим границам, и мы сделаем все необходимое, чтобы демонтировать и уничтожить инфраструктуру «Хезболлы», подготовленную для реализации плана в стиле 7 октября. Любая другая суверенная страна сделала бы то же самое. Это смертоносная террористическая организация, которой не должно было быть здесь. Международное сообщество в резолюции 1701 четко заявило: никакой «Хезболлы» рядом с нашей границей. Нам нужно позаботиться об этом, и мы позаботимся об этом», — заявил представитель Армии обороны Израиля Даниэль Хагари.
Но такой подход не находит понимания, особенно у стран, не скрывающих своей симпатии как к ХАМАС, так и к «Хезболле».
«Мы наблюдаем, что география военных операций расширяется, это ведет к дальнейшей дестабилизации региона и эскалации напряженности. Эта напряженность ухудшает положение региона и прилегающих к нему территорий. Мы сохраняем глубокую обеспокоенность», — заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
При этом часть международного сообщества обеспокоена тем, что «ограниченная» операция во факту может перерасти в «неограниченную», как это было в 1982 году, когда Израиль, начав схожее вторжение, в итоге оккупировал весь Южный Ливан, включая столицу страны Бейрут, на 18 лет.
«В случае с Ливаном мы настаиваем на том, чтобы наземное вторжение было остановлено, поскольку мы получаем очень тревожную информацию, а Испания твердо привержена выполнению резолюции 1701 Совета Безопасности ООН. Эта резолюция по сей день содержит все элементы, необходимые для разрешения этого кризиса», — заявил министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Альбарес.
Некоторые страны, занявшие пропалестинскую позицию, и вовсе считают, что израильская операция в Ливане должна быть остановлена в том числе с применением силы. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил Совбез ООН в неспособности принимать решения и призвал Генассамблею взять на себя организацию военного давления на Израиль.
«Международное сообщество не может больше замалчивать израильский бандитизм, который поджигает весь регион. Если Совет Безопасности не проявит необходимой воли, Генеральная Ассамблея должна быстро реализовать свои полномочия по применению силы, как это предусмотрено в резолюции «Единство ради мира» от 1950 года», — заявил Эрдоган.
При этом турецкий лидер пригрозил Израилю, что Анкара не останется в стороне и не позволит превратить Ливан во вторую Газу.
Начиная с Организации Объединенных Наций, все государства и международные организации должны остановить Израиль
«Я предупреждаю Израиль отсюда очень ясно. Результаты его наземной операции в Ливане не будут похожи на его вторжения в прошлом. Оборона Ливана не будет такой же, как оборона в Газе, которая беззащитна, изолирована и отрезана от остального мира. Начиная с Организации Объединенных Наций, все государства и международные организации должны остановить Израиль, прежде чем погибнет еще больше женщин и детей. Точно так же исламский мир должен, безусловно, встать на сторону народа и правительства Ливана в защите своей родины. Мы, Турция и турецкий народ, никогда не оставим наших ливанских братьев одних в эти трудные дни и поддержим их всеми нашими средствами. Я обращаюсь особенно к тем, кто называет ХАМАС террористической организацией. Я обращаюсь к тем, кто пытается узаконить варварство, которое продолжается уже 360 дней, используя события 7 октября. Перед нами не государство, связанное законом, а скорее стая убийц, которая питается кровью и жиреет за счет вторжения», — завил Эрдоган.
Тем не менее нынешний президент совещательного органа ООН Филемон Янг ограничился призывом ко всем сторонам конфликта прекратить боевые действия и сесть за стол переговоров:
«Мир не должен допустить полномасштабной войны в этом нестабильном регионе. Мы призываем все стороны, Израиль, ХАМАС и «Хезболлу», срочно заключить соглашение о прекращении огня. И чтобы все заложники были немедленно освобождены и невредимы. Я также призываю всех, кто имеет влияние на стороны, потребовать немедленного прекращения огня и диалога. Я также призываю все государства, поставляющие оружие в регион, воздержаться от подобных действий и дать миру шанс».
Схожую позицию занял и Евросоюз. Верховный комиссар по внешней политике и политике безопасности Жозеп Боррель считает, что расширение военной составляющей лишь усугубит конфликт. Но проблема в том, что уравнение об умиротворении не сработает, пока противники Израиля не прекратят обстреливать территории еврейского государства.
«Оружие должно замолчать, а голос дипломатии должен зазвучать и быть услышанным всеми. «Хезболла» обстреливает территорию Израиля ракетами и другими снарядами с 8 октября прошлого года, это должно прекратиться. Суверенитет Израиля и Ливана должен быть гарантирован. И любое дальнейшее военное вмешательство резко ухудшит ситуацию, и его следует избегать», — заявил Боррель.
В Израиле настаивают: цель операции — ликвидировать позиции «Хезболлы» вдоль северной границы Израиля, чтобы создать условия для дипломатического соглашения. Но Вашингтон и другие союзники обеспокоены тем, что израильская армия увязнет в Ливане или будет вынуждена расширить операцию.
«Я только что говорил по телефону с госсекретарем Тони Блинкеном. И, конечно, мы оба видели сообщения о следующем этапе действий Израиля в Ливане. Мы оба согласились с позицией, которую мы заняли в ООН на прошлой неделе, что наилучшим путем вперед является немедленное прекращение огня и возвращение к политическому решению… Я не оплакиваю смерть главы запрещенной террористической организации, но я оплакиваю мирных жителей, которые потеряли свои жизни в кровопролитии за последние несколько дней. И именно поэтому мы собрались вместе как «Большая семерка» и как Совет Безопасности, чтобы призвать к немедленному прекращению огня. Наше предложение — 21 день, за который мы можем прийти к политическому решению, чтобы мы могли увидеть реализацию резолюции 1701, и чтобы обе эти страны могли жить бок о бок в мире», — заявил министр иностранных дел Великобритании Дэвид Лэмми.
При этом, по данным комитета ООН по делам беженцев, с начала израильских авиаударов по Ливану около 100 тысяч ливанцев и проживающих в стране сирийцев эвакуировались в соседнюю Сирию. И, как утверждает верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди, поток бегущих от войны людей не иссякает.
Форум