Accessibility links

Следствие начинают с президента


Саломе Зурабишвили
Саломе Зурабишвили

Цирком назвали в грузинской оппозиции решение генпрокуратуры вызвать на опрос президента Саломе Зурабишвили в рамках расследования по факту предполагаемой фальсификации выборов в Грузии. Накануне ЦИК обвинила ее в попытке дискредитации. При этом прокуратура до этого никак не реагировала на призывы представителей гражданского общества расследовать факты, выявленные в день выборов 26 октября. Зурабишвили ответила оппонентам на вечернем брифинге в президентском дворце.

«По этой логике, прокуратуре следует опросить и Жозепа Борреля и потребовать от него доказательств», – иронизировала на вечернем брифинге президент Саломе Зурабишвили по поводу вызова в прокуратуру 31 октября. По дороге в президентский дворец Орбелиани, сказала Зурабишвили, она как раз слушала оценку верховного комиссара ЕС Жозепа Борреля парламентских выборов в Грузии. «Он тоже говорил о запугивании, подтасовке и системных правонарушениях, как и я», – недоумевала президент. До этого она считала, что доказательства обычно предоставляет прокуратура, а не президент страны. Напомнив о том, что нарушения на выборах зафиксированы активистами и журналистами, Зурабишвили представила видеоматериалы. В них были собраны самые явные факты нарушения в ходе голосования: как регистратор проверяет заполненный бюллетень избирателя перед тем, как положить его в машину, как некоторые избиратели были замечены на избирательном участке дважды, как подменялись бюллетени, и как люди с подозрительной внешностью затевали у избирательного участка потасовки.

Напомнила президент и о том, что прокуратура никак не отреагировала на десятки исков представителей НПО и оппозиции, но сразу же начала следствие по первому сигналу ЦИК, которая, по ее словам, оскорбилась из-за ее заявлений по поводу фальсификации итогов выборов. Далее президент напрямую обратилась к прокуратуре, напомнив, что днем ранее к ее уголовному преследованию призывал экс-президент РФ Дмитрий Медведев:

«Вы подотчетны народу. От вас общество требует незамедлительного расследования, а не моих доказательств. Никто не ждет от прокуратуры открытия каких-то явно политических процессов против президента. Которые, не знаю, как назвать все это, странно совпадают с указаниями, данными Медведевым».

Зурабишвили отметила, что в ЦИК подано множество исков, в частности, от Ассоциации молодых юристов, в которых содержатся требования аннулировать итоги электронного голосования с 2 263 участков из-за нарушения тайны голосования.

«Так что я бы посоветовала прокуратуре приступить к своим прямым обязанностям и прекратить политическое преследование президента. Это вызывает много вопросов, особенно когда и наши партнеры ждут, сможет ли наконец-то прокуратура быть независимой и непредвзятой. Так что пусть прокуратура приступит к своим делам, а президент присмотрит за своими делами».

Продемонстрировав видеодокументы нарушений, президент косвенно ответила и премьер-министру Ираклию Кобахидзе. Часом ранее он заявил, что все, кто голословно заявляют о фальсификации выборов, должны прийти в прокуратуру и предоставить доказательства. Ираклий Кобахидзе также напомнил:

«Саломе Зурабишвили напомню, хотя она телом и душой энджеошник, или энджеошница, не знаю как точно, но по своей должности она государственно-политическое лицо. У нее другая ответственность. У нее нет права говорить голословно. Если у нее есть какие-нибудь факты, она должна предоставить их прокуратуре, в соответствующий конституционный орган. Но я уверен, что поскольку у нее нет никаких фактов, она не посмеет пойти в прокуратуру и не сможет предоставить никакую информацию, о которой она заявляет устно».

«Горе им, если не докажут», – грозил в адрес президента и других оппозиционеров исполнительный секретарь «Грузинской мечты», депутат Мамука Мдинарадзе. Он заверил, что его партия готова идти до конца, расследовать каждую деталь, чтобы доказать свою правоту:

«Горе тому, кто окажется неправ, он будет похоронен как политическая партия или политик».

Вызов президента Саломе Зурабишвили в прокуратуру возмутил оппозицию, где это однозначно расценили как политическую месть, тем более что «Грузинская мечта» перед самыми выборами повторно инициировала процесс импичмента президента. Ее отставка также была частью предвыборных обещаний партии власти.

Один из лидеров «Гахария За Грузию» Натия Мезвришвили предоставила материалы, подтверждающие, по ее словам, факты давления на избирателей, изъятие удостоверений личности путем запугивания или подкупа. Вызов президента в прокуратуру она назвала цирком:

«Иванишвили заказал Иванишвили [прокуратуре] провести расследование, и сейчас нас заставляют находиться в этом цирке. Мы хорошо знаем цену доказательствам. Но что делает прокуратура, которая танцует под музыку Иванишвили и ЦИК? Она незамедлительно начала расследование по вчерашнему призыву ЦИК, но до этого никак не отреагировала на наши многочисленные обращения. Вы знаете, сколько фото- и видеодоказательств мы предоставили прокуратуре? Вот когда начнут по ним расследование, конечно же, мы будем сотрудничать. Но в этом цирке мы участвовать не будем!»

С правовой точки зрения президент не обязана идти в прокуратуру, заявляют юристы из неправительственного сектора. Один из руководителей коалиции местных наблюдателей «Наш голос» Лонда Толорая указывает на беспрецедентность решения прокуратуры:

«Сегодняшняя ситуация в правоохранительных органах трагична. Начатое сегодня расследование – это не правовой, а абсолютно политический процесс. Я до этого 15 лет работала в следственных органах и прокуратуре, и я не припоминаю, чтобы расследование начиналось с самого верха, с президента, а не с очевидца. Так что этот процесс абсолютно политический».

Как стало понятно на брифинге Саломе Зурабишвили, сотрудникам прокуратуры не стоит ждать завтра у себя высокого гостя.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG