Предприниматели Южной Осетии обратились к президенту и парламенту с просьбой пересмотреть размеры и порядок оплаты НДС. Инициатором обращения выступила общественная организация малого и среднего предпринимательства «Фарн». Ее участники считают, что бизнесмены не готовы к единоразовой уплате налогов в полном объеме. Им придется включать расходы в себестоимость товаров, что вызовет повышение цен в республике.
Изменения в налоговый кодекс были внесены в июле 2023 года, но применять их стали недавно, в конце ноября, когда бизнесмены начали массово жаловаться в «Фарн» на условия ввоза и НДС.
В Южной Осетии действуют следующие ставки НДС: 6% на товары, пользующиеся льготным налогообложением (детские товары, продукты питания, медикаменты и т. п.) и 10% на прочие.
До нововведений, на которые жалуются предприниматели, выплата НДС происходила поэтапно: непосредственно на таможне уплачивался 1% с льготных товаров и 3% с прочих. Оставшиеся 5% и 7% предприниматели должны были выплачивать в налоговый орган по месту постановки на учет.
Теперь они должны оплатить НДС полностью на таможенном посту при ввозе товара.
Как сообщил в одном из интервью глава югоосетинского Комитета по налогам и сборам Владимир Каджаев, эта мера была вынужденной:
«…Некоторые недобросовестные предприниматели уходили от выплаты оставшегося налога на добавленную стоимость, что приводило к потерям бюджета республики от 400 до 500 млн рублей в год. Именно по этой причине, с целью предотвращения уклонения предпринимателей от уплаты налогов, было принято решение о полном внесении суммы НДС сразу при оформлении товара на таможне».
Теперь Таможенный комитет рапортует об улучшении ситуации с взиманием налогов «в связи с постепенным совершенствованием системы администрирования на пропускном пункте», а предприниматели указывают на целый комплекс разорительных нововведений со стороны России за последние два года, из-за которых они не в состоянии выполнять еще и новые требования местных налоговиков.
После перехода «Нижнего Зарамага» на стандарты ЕАЭС стоимость таможенного оформления товаров, ввозимых на территорию Южной Осетии, выросла в разы. В свою очередь передача монопольных прав «Роснефти» на поставки ГСМ в 2024 году привела к резкому скачку цен на топливо. Если раньше дизельное топливо в Южной Осетии было примерно на 7-8 рублей дешевле, чем в Северной Осетии, то теперь оно дороже на десять рублей.
Все эти новшества привели к удвоению цен на товары первой необходимости. Местные жители отмечают, что стоимость продуктов питания в Цхинвале сравнялась с московской, при том что уровень доходов в республике существенно ниже, чем даже на Северном Кавказе, не говоря о российской столице.
Как следствие произошло сокрушительное для местного бизнеса снижение спроса на внутреннем рынке Южной Осетии – люди предпочитают закупаться впрок на Северном Кавказе. Даже с учетом транспортных расходов получается значительная экономия. Соответственно, товарооборот югоосетинских коммерсантов снижается, отсюда и дефицит оборотных средств, на которые указывает Альберт Валиев в интервью «Сапе»:
«Из-за нехватки оборотных средств нововведение мешает предпринимателям выполнять текущие финансовые обязательства перед поставщиками, а также оплачивать транспортные услуги и труд работников, отсрочка/рассрочка по которым проблематична».
Иными словами, у предпринимателей не остается иного выхода, кроме как переложить нововведение налоговиков на плечи покупателей, то есть еще раз поднять цены.
У этой истории есть сторона, которую на протяжении многих лет избегает обсуждать югоосетинское правительство – это двойное налогообложение.
Дело в том, что так называемый импорт товаров из России – это, по сути, перемещение товаров из опта в розницу на внутреннем российским рынке. Таким образом, покупатель на оптовых рынках Северного Кавказа оплачивает российский НДС –10% на льготные товары и 20% на прочие.
Исключение составляют редкие случаи, когда товары приобретаются непосредственно у российского производителя и оформляются как экспортная операция. В этой ситуации ставка НДС равна нолю.
При ввозе товара на территорию Южной Осетии местная таможня накладывает свой налог поверх уплаченного в России. В результате мало того что предприниматель платит косвенный налог дважды, он еще платит югоосетинский НДС с НДС-а российского, потому что налог взымается с уплаченной за товар суммы.
Югоосетинское правительство, озабоченное увеличением собственных доходов, этих моментов не замечает.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России
Форум