О том, что 23 декабря в Абхазию поступит переток электричества, мы все знали как минимум дней десять назад. Откуда просочилась эта ценнейшая информация, не совсем понятно, но обсуждали ее горячо и с надеждой. Видимо, о готовящейся гуманитарной акции знал и исполняющий обязанности президента Бадра Гунба. Знал, но молчал. До поры до времени. А в выходной субботний день наш молчаливый и. о. вдруг выступил с весьма странным обращением в совершенно несвойственной ему манере в видео, аудио и текстовом варианте. Он глубокомысленно предложил нам всем задуматься, после того как обвинил народ и, конечно, оппозицию в энергетическом кризисе, так, словно все эти пять лет он не имел никакого отношения к власти и коррупции, разъедающей страну.
В декабре график отключений перерос в график включений по два часа в день
Между тем Абхазия находится в жесточайшем энергетическом кризисе с октября нынешнего года. Поначалу его скрывали, объясняя многочасовые отключения света то ремонтом, то расчисткой трассы высоковольтных линий. Это несложно проследить по сообщениям в СМИ. Вот, к примеру, только в октябре нынешнего года ПС Пицунда отключали на восемь дней в связи с расчисткой трассы. С 1 по 5 октября, 10 и 11 октября, 16 октября. Это пример, расчистки проводились одновременно и в других районах, но только до тех пор, пока не появилось сообщение, что переток из России будет поставляться в Абхазию по коммерческой цене – у вас майнинг, бесплатно добывают крипту, а мы вам свет по социальному перетоку? Справедливое обвинение. Но любопытно, что вслед за этим последовали не меры по укрощению майнинга, а наказание для всех потребителей электричества: в октябре график отключения на два часа, потом на четыре. А затем, в декабре, график отключений перерос в график включений по два часа в день.
После событий 15 ноября, когда Аслан Бжания и Александр Анкваб освободили свои должности, стало понятно, что мы влипли, кризис серьезный, денег нет, света нет, львиную долю энергодефицита пожирает майнинг. А вся борьба с этим явлением больше похожа на коррупционную сделку между властью и майнерами: аппараты изымают, затем возвращают, никакой ответственности даже за незаконное подключение к сетям майнеры не несут, за потребление электричества не платят. А еще стало известно, что правительству предлагались антикризисные меры, но они почему-то не захотели ими воспользоваться.
Электроэнергии, получаемой из Ингур ГЭС, достаточно, чтобы покрыть потребности страны, сообщает наш главный энергетик Темур Джинджолия депутатам на заседании парламентского комитета на минувшей неделе. К нему присоединяется и грузинский энергетик, директор Ингур ГЭС Леван Мебония, который утверждает, что Абхазия потребляет столько же электричества, сколько полуторамиллионный Тбилиси.
И вот мы сидим без света и воды месяц, второй и слушаем про то, как Бжания и ко довели страну до банкротства и энергетического кризиса. Распускаем школы, ищем фермы по добыче криптовалюты, покупаем генераторы, ставим в домах печи и колем дрова, ругаем правительство… И вдруг на и. о. президента Бадру Гунба (после того, как ЦИК регистрирует инициативную группу по его выдвижению в президенты) нисходит озарение, и он вспоминает о нашем бедственном положении и обращается к народу. Громко ругает всех нас за то, что избавились от Аслана Бжания, и просит у России света. Обращение растиражировано на всех государственных информационных ресурсах. Не прошло и дня, как Россия услышала Бадру Гунба и выразила готовность поставлять нам социальный переток.
Если у этого Дед Мороза была такая волшебная палочка (или посох, как угодно), то какого черта нас столько дней держали без света?
Сайт президента преподносит нам Бадру Гунба как Прометея. Заголовки такие, что начинаешь думать, что эта гуманитарная акция не для народа, а для Бадры Гунба, который хочет из и. о превратиться в президента (в российских СМИ я эту новость не нашла). Правда нет подробностей, ни объемных, ни временных – подача электроэнергии увеличится, отключения будут производится на 4 часа в сутки. Просто парень палочкой махнул, и новогодняя елочка зажглась. И у меня вопрос: если у этого Дед Мороза была такая волшебная палочка (или посох, как угодно), то какого черта нас столько дней держали без света? Чего же он не тряс ею два или три месяца назад?
Но специфика Абхазии такова, что даже когда нет никакой информации, народ все знает. И о готовности поставлять социальный переток и об его объемах – 327 млн кВт., которых хватит на январь и несколько дней февраля. И по логике вещей это время надо использовать, чтобы осуществить какие-то антикризисные меры, хотя бы не дать прожечь свет, идущий из России, криптовалютчикам. Но ни о чем таком нам Бадра Гунба не рассказал ни в своем обращении, ни после него. Призыв «задуматься» вряд ли можно воспринять как план ГОЭЛРО. Больше похоже, что наш и. о. решил уповать на Бога, потому что как только появилась эта хорошая новость, он поехал молиться в село Лыхны, где 22 декабря прошли традиционные моления. В которых приняла участие вся политическая элита страны.
Но мне сейчас интересен человек, который по случайному стечению обстоятельств возглавил нашу страну. И я вот смотрю на его фото на фоне внутренностей жертвенного животного и думаю, что это и есть его антикризисный план. Хотя, должна признать, что со стаканом вина в руке Бадра Гунба выглядит гораздо гармоничней, чем когда предлагает нам задуматься.
Изида Чаниа, «Нужная газета»
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции
Форум