Accessibility links

Компромат по-гагрски


Надо сказать, что этот компромат, слитый кем-то через популярную в Абхазии газету, попал, что называется, на благодатную почву
Надо сказать, что этот компромат, слитый кем-то через популярную в Абхазии газету, попал, что называется, на благодатную почву
СУХУМИ---Вчера в шестом часу вечера на сайте государственного информагентства «Апсныпресс» появилось сообщение, которое, можно не сомневаться, вызвало большой интерес в абхазском обществе.

Оно было озаглавлено так: «Глава администрации Гагрского района не сотрудничал с оккупационными властями Грузии в период грузино-абхазской войны».

В сообщении говорится: «Служба Государственной безопасности совместно с Генеральной прокуратурой по обращению жителей Гагрского района Т. Габуния и В. Бения, поступившему из администрации президента, провели проверку деятельности главы администрации Гагрского района Астамура Кецба в период Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. Одновременно СГБ провела проверку и по обращению самого А. Кецба о распространении заведомо ложных сведений, порочащих его честь и достоинство, редактором газеты «Нужная» в статье под заголовком «За 962 руб. 32коп.».

Речь идет о деле, которое уже три недели будоражит умы многих граждан Абхазии, и особенно, конечно, жителей Гагрского района. Упомянутая в информации «Апсныпресс» небольшая статья появилась в номере «Нужной» от 8 марта под рубрикой «Кадровые назначения», без подписи, что позволяет назвать ее «редакционной». Информационным поводом к появлению статьи послужило новое после прошедших 12 февраля выборов в органы местного самоуправления Абхазии назначение Астамура Кецба главой администрации Гагрского района (по абхазскому законодательству главы районных администраций назначаются из депутатов районных собраний).

А боезарядом к взорвавшейся информационной бомбе – воспроизведенный в качестве иллюстрации к тексту фрагмент ведомости на выплату зарплаты за вторую половину сентября 1992 года, где председатель Гагрского горсуда (тогда был не район, а «зона города Гагра») Астамур Кецба расписался в получении тех самых 962 рублей с мелочью. «Фишка» тут в том, что с 18 августа до 2 октября 92-го Гагра находилась под контролем грузинских войск, морской десант которых высадился 15 августа западнее города.

В публикации пересказывалась биография Астамура Шамильевича (родился в 1960 году, окончил сухумскую 10-ю среднюю школу, юрфак Ленинградского университета, в 1985-м начал работать старшим следователем прокуратуры города Гагра, а уже в следующем стал председателем горсуда. И пребывал в этой должности, как цитирует газета сайт администрации Гагрского района, до 1996 года.

«Судя по подписи в данной ведомости, – не без ехидства пишет «Нужная», – Астамур Шамильевич действительно не прерывал трудовой деятельности даже в оккупированной Гагре… Правда, вскоре после освобождения он уехал в Петербург». В Петербурге, а затем в Москве он работал в различных юридических и финансовых структурах. «После победы на выборах Сергей Багапш вернул ценного работника на родину и назначил Астамура Кецба главой администрации района, несмотря на возражения ветеранов войны».

Надо сказать, что этот компромат, слитый кем-то через популярную в Абхазии газету, попал, что называется, на благодатную почву. И не только потому, что, наверное, нет в Абхазии, как, пожалуй, и в любой стране, вышедшей из войны, обвинения, более подрывающего репутацию человека, чем обвинение в коллаборационизме, то есть в «осознанном, добровольном и умышленном сотрудничестве с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству» (правда, имена всех коллаборационистов, действительно активно и публично выступавших во время войны против руководства Республики Абхазия, давно и хорошо известны). Главное в случае с Кецба – то, что данная ведомость стала невесть откуда взявшимся козырем в руках антибагапшевских сил во внутриполитической борьбе.

Острейшая борьба на президентских выборах 2004-2005 годов в Абхазии была обусловлена, в частности, тем, что прежняя властная команда опасалась тотальных передела собственности и кадровой чистки. Эти опасения оправдались, но не полностью: ряд активных сторонников прежней власти остались все же на руководящих должностях. Но вертикаль власти в регионах Сергей Багапш, конечно, довольно быстро заменил своими кадрами. Даже в Ткуарчале, который считался оплотом сторонников Рауля Хаджимба. Гагра же долго, больше года, оставалась последним бастионом, где у руля держался представитель прежней команды Валерий Бганба.

Кстати, у Гагры еще в советские времена сложился имидж «отдельной республики», региона Абхазии с особым статусом, с развитыми курортной индустрией и политической фрондой. И лишь в конце мая 2006 года Валерий Бганба вынужден был уйти по собственному желанию (ныне он депутат парламента Абхазии), и на его место был назначен Астамур Кецба, которого в СМИ не раз называли фаворитом Багапша. Этому назначению нынешняя оппозиция долго сопротивлялась. Многим не нравилось то, что он по происхождению не местный, а очамчырский, то, что долгие годы отсутствовал в Абхазии… В то же время его сторонники в Гагре отмечают его энергичность, он за пять лет «много сделал для города».

14 марта состоялось собрание общественности Гагрского района, которое обратилось к президенту страны с требованием поручить следственным органам проверить факты, изложенные в публикации. Сам глава районной администрации на собрании не присутствовал, уйдя накануне в отпуск. Впрочем, последнее можно рассматривать и как выполнение еще одного требования собрания – на время расследования отстранить Астамура Шамильевича от выполнения его обязанностей.

И вот выводы СГБ: «Проведенной проверкой бесспорно установлено, что Кецба А.Ш. в период оккупации войсками Госсовета Грузии на территории Гагрского района не находился, заработную плату за вторую половину сентября получил после освобождения Гагры в октябре 1992 г. Весь оставшийся период Отечественной войны народа Абхазии Кецба А.Ш. продолжал работать председателем суда Гагрского района. Каких-либо данных и сведений о сотрудничестве Кецба А.Ш. с оккупационными властями Грузии в Абхазии проверкой не установлено. Установленные обстоятельства подтверждаются многочисленными объяснениями граждан, опрошенных в ходе проверки, а также соответствующими решениями, вынесенными по уголовным и гражданским делам в 1993 г.

Проверкой также установлено, что статья, опубликованная в газете «Нужная» (№ 9 от 8 марта 2011 г.), содержит не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство гражданина Кецба А.Ш., наносящие ущерб его деловой репутации, в связи с чем он вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации».

Нетрудно предвидеть, что представители оппозиции и ветеранов войны продолжат критику Астамура Кецба, а заодно и Сергея Багапша, который при своих кадровых назначениях слишком часто, по их мнению, прибегает к кандидатурам тех, кто в трудное для Абхазии время находился за ее пределами. Но ясно и то, что глава администрации Гагрского района выстоял. Хотя нервов ему это стоило немало. Примечательно, что ни Абхазское телевидение, ни канал «Абаза-ТВ» не передали вчера в новостных выпусках процитированное мной сообщение «Асныпресс», а видеообращение Астамура Кецба две недели назад по поводу публикации в «Нужной» прозвучало только в эфире районного телевидения. Ведь даже обсуждение этой темы для него, мягко говоря, неприятно. Впрочем, судачить обо всем этом будут в любом случае, независимо от того, показало телевидение или нет.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия


  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG