Accessibility links

С НАТО или без?


ВЗГЛЯД ИЗ ТБИЛИСИ---Зачем грузины хотят в НАТО? До сих пор этот вопрос в Грузии ставился редко, в основном потому что пользы от вступления в Североатлантический альянс практически никто не оспаривал.

Эта ориентация не изменилась и после войны с Россией в августе 2008 года. Кроме правительства, ее поддерживают большинство серьезных оппозиционных партий и рядовых граждан. Хотя появились политические игроки, которые подвергают сомнению правильность ориентации на НАТО, говоря взамен о нейтралитете. Появилось пространство для споров.

Если исходить из чистой логики политики безопасности, то ответ далеко не так прост, как кажется на первый взгляд. Без сомнения, безопасность Грузии, с одной стороны, – это государство под угрозой, и поэтому полезно попасть в самый сильный военный альянс мира. Но с другой стороны, угроза Грузии исходит от России, а Россия недовольна Грузией именно потому, что последняя хочет в НАТО. По крайней мере, в Грузии думают именно так. Получается порочный круг. Не логично ли, что если Грузия откажется от североатлантических амбиций, она улучшит отношения с Россией и тем самым укрепит свою безопасность? Как я уже сказал, люди, которые пришли к такому силлогизму, в Грузии есть, но их мало. Почему?



Во-первых, никакой конкретной выгоды от смены ориентации в Грузии не видят. Ясно, что даже в таком случае Россия не откажется от претензий на Абхазию и Южную Осетию. Более того, посчитает, что сам факт уступки со стороны Грузии подтверждает оправданность действий России в августе 2008 года.

Если грузины готовы отказаться от североатлантических амбиций лишь под давлением России, значит, это давление надо продолжать, а то и усиливать. Но основное в другом. Для Грузии НАТО является в первую очередь не средством для обеспечения безопасности, а проистекает из фундаментального проекта этой страны, который заключается в том, чтобы стать нормальным государством. А в случае с Грузией это значит стать членом европейской семьи наций. НАТО, вместе с Европейским союзом, олицетворяют эту идею.

Конечно, в теории можно сказать, что для того чтобы стать европейским государством, необязательно вступать в НАТО. Но это в теории. На практике, как мы уже знаем, все успешные страны посткоммунистического мира вступили в обе главные организации Запада, и это не случайно. Во всех этих странах, которые в основном не имели устойчивых демократических традиций, сам процесс вступления являлся очень важным фактором консолидации эффективных демократических институтов. НАТО и Евросоюз были тем камертоном, на который эти страны настраивали свои институты. Грузии это нужно ничуть не меньше других. Можно также сказать, для того чтобы быть успешным государством, необязательно становиться частью Запада. Опять-таки в теории. Для построения стабильных политических и экономических институтов необходим консенсус критической массы людей и кристаллизация дееспособной элиты вокруг определенного видения желаемого будущего. В Грузии подобные консенсусы видения создаются лишь вокруг европейской идеи. Зачем от нее отказываться?

Все мы знаем, что ни НАТО, ни ЕС не собираются в обозримом будущем принимать Грузию. Для последней это досадно, но не трагично. Через различные инструменты сотрудничества с НАТО, приведение собственной системы безопасности в соответствие с НАТОвским стандартом, участие в операциях НАТО, постоянные контакты между бюрократией и военными элитами Грузия постепенно внедряется в эту организацию, осваивается там, даже без формального членства. Последнее лишь добавит гарантии защиты, подразумеваемые в известной пятой статье Хартии НАТО. Она важна, но ценность организации данной статьей не исчерпывается. Грузия может состояться как полноценное государство и без членства в НАТО и Евросоюзе, но ей будет гораздо труднее этого достичь, если она перестанет к этому стремиться.
  • 16x9 Image

    Гиа Нодиа

    Родился 4 сентября 1954 г. в Москве, в 1976 г. закончил философский факультет Тбилисского государственного университета. 

    В 1982 г. защитил диссертацию и стал кандидатом философских наук. Гиа Нодиа в настоящее время - профессор Университета Ильи в Тбилиси и председатель Кавказского института мира, демократии и развития.  

    Сотрудничает с Радио Свобода с 1989 г., на постоянной основе (на «Эхе Кавказа») – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG