В Грузии сложилось стратегическое равновесие между властью и обществом, и очевидно, что это надолго, соответственно, можно иногда отвлечься на посторонние темы. Несомненно, одна из ключевых таких тем – это Абхазия.
Президент России клинически лишен чувства сострадания и эмпатии, и если он сказал, что делает что-то исключительно из соображений человеколюбия, значит, тут есть какой-то замысел
Судя по всему, первый с 1993 года урок, преподанный Россией Абхазии, вроде как завершился. Энергетический кризис, который чуть не превратил всю Абхазию в сумасшедший дом, подошел к концу: с понедельника возобновились поставки бесплатной, так называемой гуманитарной электроэнергии, и население наконец-то вздохнуло с облегчением.
Конечно, ни о какой гуманности со стороны Путина речи идти не может – президент России клинически лишен чувства сострадания и эмпатии, и если он сказал, что делает что-то исключительно из соображений человеколюбия, значит, тут есть какой-то замысел.
На этот счет особо много гадать не надо. Смысл того, что Россия сменила гнев на милость, очевиден и понятен – поддержка кремлевского кандидата в президента Бадры Гунба, который в своем телевизионном обращении к абхазскому народу на самом деле обратился к российскому руководству и высказал весь набор шаблонных тезисов, подходящих для такого случая. В особенности ценно признание того, что дальнейшее социально-экономическое развитие Абхазии полностью зависит от сотрудничества со стратегическим партнером.
Абхазия без поддержки России не может обустроить свою жизнь и обеспечить населению минимально необходимый набор услуг, без которого государство не может считаться таковым
Признание, по правде говоря, непростое – наверное, очень сложно открыто сказать, что сама Абхазия без поддержки России не может обустроить свою жизнь и обеспечить населению минимально необходимый набор услуг, без которого государство не может считаться таковым. Но деваться некуда, пришлось.
По-видимому, в Кремле сочли покаяние Гунба достаточным и решили позаботиться о поднятии его рейтинга: оппозиция в лице активистов Адгура Ардзинба, Кана Кварчия и Левана Микаа довела Абхазию до настоящей катастрофы, подобной которой Абхазия, наверное, не знала со времен изобретения электроэнергии, а вот хороший парень Бадра Гунба, наоборот, вернул свет, тепло и уют в абхазские дома...
Финт довольно-таки дешевый, но для общества, пережившего такой ужасный и всеобъемлющий стресс, как тотальное отключение электроэнергии в разгар зимы, этот аргумент, наверное, будет действенным.
Впрочем, история пока не закончилась, и все еще впереди. Обратите внимание, на данный момент энергопереток восстановлен, но российское финансирование бюджета Абхазии все еще заблокировано, и это вполне четкий сигнал абхазскому обществу – «Не думайте, что мы вас простили. Нет, мы по-прежнему вам не доверяем после всего, что вы тут учудили, но даем вам шанс: сделаете все как надо, сладкие времена халявы вернутся. А пока, на всякий случай, чтоб жизнь малиной не казалась, финансирование не восстановим».
Вполне четко по поводу «прощения» абхазов выразился их крупный союзник Константин Затулин: «Надеюсь, абхазское общество все поняло и сделает соответствующие выводы».
Да уж, как тут не понять, сигнал ведь простой, как две копейки: 15 февраля голосуйте за Бадру Гунба, после этого примите все законы, которые мы требуем, и тогда финансирование будет восстановлено в полном объеме.
Абхазов коллективно поставили к стенке, провели жесткий тренинг и теперь ждут результатов
Абхазов коллективно поставили к стенке, провели жесткий тренинг и теперь ждут результатов.
Хотелось бы сказать абхазам что-то обнадеживающее, но, увы, нечего. У них на сегодняшний день нет хороших вариантов. У них даже нет выбора между плохим и худшим, потому что оба варианта, которые у них есть, одинаково плохие, хотя при этом каждый по-своему.
Что будет, если абхазы откажутся от российского диктата, изберут не Бадру Гунба, а Адгура Ардзинба или кого-то еще, кто выставит свою кандидатуру? Или выберут Гунба, но продолжат саботаж и откажутся принимать российские колониальные законы?
Тогда все будет намного хуже. Обратите внимание, энергопереток зарезервирован на январь-февраль, а потом – неизвестно. В случае, если президентом станет кто-то, неугодный Кремлю, вполне возможно, что в марте абхазы электроэнергию не получат вообще. Все будет обставлено чисто и красиво: мы, конечно входим в положение абхазского народа, нам, поверьте, его искренне жаль, но дело в том, что случилась авария на трансформаторной станции города Урюпинск, и вот вы не поверите, сейчас у нас в энергосистеме образовался дефицит, и представьте себе, ровно на то количество электроэнергии, которое потребляла Абхазия».
С учетом роста энергопотребления, перетока с Ингурской ГЭС может не хватить, и тогда снова будет кризис.
Россия пока держит в рукаве главный неиспользованный козырь против Абхазии – закрытие границы. Это приведет к полному коллапсу всей экономики
Но это не самое страшное. Россия пока держит в рукаве главный неиспользованный козырь против Абхазии – закрытие границы. Это приведет к полному коллапсу всей экономики – туризма, экспорта-импорта, рынка недвижимости, и будет обвал, в сравнении с которым нынешний кризис покажется легкой прогулкой.
Дело дойдет до того, что в Абхазии вообще не будет никакого бюджета. Даже формально абхазская часть бюджета реально находится в руках России – если умрет весь бизнес, то собирать налоги будет не с кого...
В общем, все будет намного хуже, чем сейчас, поверьте на слово.
С другой стороны, если абхазы все же не найдут в себе мужество смело посмотреть в глаза ожидающему их апокалипсису и примут российские колониальные законы, то они исчезнут как нация в перспективе ближайших 10-15 лет…
В общем, налево пойдешь – убьют, направо – повесят. С той лишь разницей, что во втором случае будешь умирать богато, красиво и с музыкой. Выбор между сегодняшним апокалипсисом и завтрашним удушением. Что лучше – решать абхазского народу.
В теории есть третий вариант – но только в теории: в сложившейся ситуации построить более или менее самодостаточную экономику, не настолько фатально зависимую от ревнивого опекуна. Но для того, чтобы конвертировать кризис в возможность, у абхазов нет ничего – ни инвесторов, ни квалификации, ни правовой системы, ни природных ресурсов, ни, что самое главное, времени.
На то, чтоб вырваться из-под российской пяты, Абхазии понадобятся годы, если не десятилетия, но вот как раз десятилетий у абхазов нет.
Так что придется выбирать – коллапс сегодня или медленное исчезновение завтра. Умереть быстро и в мучениях или медленно и с музыкой.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции
Форум