Ночь, фейерверк, флаг Грузии, жестокость, зеленый луч лазера, черная маска, флаг Евросоюза, полиция, кровь, газовая капсула, Gen Z, противогаз, свобода... Каждое слово – это кадр из хроники протеста на проспекте Руставели, который продолжается уже 13-й день. Эти символы и образы стали визуальной лексикой борьбы, объединяющей сотни тысяч человек на главном проспекте столицы.
Протест в Грузии начался 28 ноября с двух главных символов: национального флага страны и флага Евросоюза. На протяжении недели эти флаги развевались на фоне дыма от слезоточивого газа, который почти каждый вечер служители правопорядка по приказу властей выпускали в сторону мирных митингующих. Но по мере того, как рос протест, в движение сопротивления включались новые символы и новые формы выражения гражданского недовольства.
Главным испытанием для властей оказались фейерверки. В первые дни протестов они превратили ночное небо над проспектом Руставели в яркое зрелище, но вскоре в этом появилось больше смысла. Фейерверки стали практически единственным способом защиты демонстрантов от чрезмерного применения силы со стороны полиции и спецподразделений МВД.
Одним из самых знаковых моментов протеста стал кадр, на котором протестующий, стоящий под мощной струей водомета, в одиночку пускает фейерверки в сторону кордона спецназа. Этот образ мгновенно стал главным символом проевропейского протеста в Грузии.
Cвою работу посвятил ему грузинский уличный артист Gagosh, известный своими чуткими реакциями на острые социальные и политические темы. Художник добавил синий фон и звезды Евросоюза, которые создают желтые искры фейерверков.
«Это не значит, что я сторонник насилия. Я вообще не считаю, что фейерверк мог кому-то нанести какой-то вред. Просто этот кадр стал символом. И эти фейерверки, думаю, очень хорошо соответствуют звездам Евросоюза. Я хотел показать это. Люди вновь мирным путем хотят пойти по правильному пути, в чем сейчас власти мешают им», – говорит Gagosh в беседе с «Эхом Кавказа».
Еще одна работа Gagosh-а, созданная после «ночи Гаврилова», снова обрела актуальность. Пять лет назад художник изобразил обнаженную девушку, принимающую душ под струей из водомета. Этот образ неожиданно стал реальностью во время одной из нынешних акций, когда протестующая девушка стала ополаскивать волосы под струей водомета так же, как и та, которую изобразил Gagosh. Этого было достаточно, чтобы девушка превратилась в символ мирного сопротивления.
«Эта работа была сделана во время «ночи Гаврилова». Но разгон протестующих происходит теми же методами и сейчас. Эта работа об отношении людей к этому. О том, что они не боятся, потому что знают, что стоят на стороне правды и борются за свое будущее. Они не боятся ни резиновых пуль, ни слезоточивого газа, ни воды. Этой работой я показал отношение мирных людей к насилию», – говорит художник.
13 дней протеста наполнены сильными эмоциональными образами, многие из которых олицетворяют женскую смелость. Например, образ женщины, бросающей вызов спецназу и пробивающейся сквозь их кордон. Гнев и решительность этой женщины стали символами проевропейского протеста наряду с другими знаковыми образами, появившимися во время акций против закона об «иноагентах» в 2023 году – женщиной с флагом ЕС и девушкой, танцующей под струей водомета.
Но протесты создают не только символы смелости, но и страданий и боли. Один из таких – мать, на коленях умоляющая полицию вернуть ее сына, который был вырван из ее рук и задержан.
Этот кадр распространился в сети со следующим обращением ко всем причастным: «Надеюсь, крики боли этой матери вы будете слышать в ушах до самого конца».
Фотографии избитых сотрудниками МВД демонстрантов и журналистов тоже стали символом происходящего. Фотографии их окровавленных и посиневших от ударов лиц со стен и заборов перекочевали на новогоднюю елку, которую власти решили поставить в центре противостояния демонстрантов и спецназа – у здания парламента. Но эта елка не смогла создать атмосферу праздника, вместо этого она превратилась в символ гнева. Ее уже окрестили «кровавой елкой», и теперь она напоминает о судьбах тех, кто пострадал за свое право на протест.
Полицейская форма в качестве символа теперь тоже ассоциируется с подавлением гражданских прав и репрессиями. На протестах часто можно увидеть плакаты с числом «1937» – это отсылка к периоду «большого террора», который, как говорят демонстранты, уже наступил в их стране. Яркое подтверждение этому – фотография 18 и 19-летних улыбающихся парней на скамье подсудимых, которым грозит до семи лет лишения свободы. Их обвиняют в организации и руководстве групповым насилием.
Балаклавы, противогазы, маски, очки – эти предметы служат теперь не только защитой от слезоточивого газа и водометов, но и символами солидарности, борьбы и стремления к свободе. Эти элементы превратились в своеобразные маркеры культуры протеста, активно продаваемые и на местных маркетплейсах.
В дополнение к визуальным символам протесты наполнились звуковыми. Взрывы фейерверков, свист, скандирование «Сакартвело!», шум металлических ограждений, по которым непрерывно стучат демонстранты, крики матерей и женщин, мешающих спецназу арестовать их детей, мужей и просто стоящих рядом незнакомцев, – все это останется в новейшей истории Грузии как символ упорства граждан на пути к осуществлению настоящей грузинской мечты, а не той, которая оказалась призрачной.
Форум