После парламентских выборов, которые оппозиция назвала сфальсифицированными, Служба государственной безопасности Грузии (СГБ) вызвала на допрос Георгия Руруа, сооснователя оппозиционного телеканала «Мтавари архи». Он проходит свидетелем по делу о заговоре и терроризме. Этот шаг вызвал опасения, что власти предпринимают попытку подавить оппозицию и укрепить свой контроль над политической ситуацией в стране.
«После выборов у нас будет возможность вынести коллективному «Национальному движению» приговор, как политический, так и юридический, который они заслужили за 9 лет кровавого правления и 12 лет «уничтожающего шпионажа», — так за полгода до парламентских выборов основатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили предупредил о репрессиях против оппонентов, которые последуют за победой правящей партии. В оппозиции считают, что эти угрозы начали воплощаться в реальность. На допрос в СГБ вызвали сооснователя оппозиционного телеканала «Мтавари архи» Георгия Руруа. О полученном уведомлении от силового ведомства он заявил на своей странице в Facebook, прикрепив соответствующую копию документа.
«Дело возбуждено, расследование проводится по двум статьям — попытка государственного переворота и насильственное свержение власти».
Руруа с иронией заметил, что, вероятно, в Службе безопасности «ошиблись адресом».
«Государственный переворот и свержение власти осуществила «Русская мечта» под руководством одного человека, и я отправил его в Сололаки. Напомните мне адрес этого человека?! Кажется, его зовут Бидзина, а фамилия начинается на «И». «Цирк это…», — как говорят в моем любимом регионе. Грузия будет европейской, а не российской страной».
Оппозиционера вызвали на допрос в качестве свидетеля. Руруа уже заявил, что отказывается явиться в ведомство и, скорее всего, его будут допрашивать в присутствии судебного пристава. В комментариях к посту он подчеркнул, что не понимает, на каком основании его вызвали:
«Узнаю в суде».
Часть оппозиционно настроенного общества рассматривает вызов Руруа как начало операции по преследованию оппонентов власти, для реализации которой «Грузинской мечте» даже не нужен новый парламент. Сам же Руруа говорит, что это не начало, а скорее завершение «давно начатого» грузинскими властями дела.
Бывший Народный защитник Грузии, ныне директор Института исследования демократии (DRI) Уча Нануашвили считает, что подобные допросы оппонентов власти в разгар незавершившегося избирательного процесса вызывают множество вопросов и настораживают.
«Избирательные процедуры еще не завершены. На этом фоне любой вызов в СГБ, любой такой факт свидетельствует о том, что в определенной степени готовится почва для давления на оппозицию. Избирательный период всегда особенный, и возбуждение таких дел до окончания избирательного процесса, если в этом нет критической необходимости, вызывает вопросы», — отметил бывший омбудсмен в беседе с «Эхом Кавказа».
Нануашвили не исключает, что такие вызовы продолжаться. Ведь это далеко не первый такой случай.
В данном случае все продиктовано политической конъюнктурой, а не реальным расследованием
«Мы помним, что и в другие периоды, особенно во время выборов, такие дела велись. Однако за ними не последовало никаких реальных результатов. Эти расследования носили исключительно политический характер — они не доводились до конца, и общественности не предоставлялась информация о ходе дел. Поэтому я считаю, что и в данном случае все продиктовано политической конъюнктурой, а не реальным расследованием. У властей есть политическая цель, когда они возбуждают такие дела параллельно с избирательными процессами», — говорит директор DRI.
Служба госбезопасности в свою очередь заявляет, что в рамках текущего расследования уже было опрошено несколько человек. Действительно, дело о возможном госперевороте стало актуальным несколько месяцев назад. Но впервые о так называемом «тбилисском майдане» в СГБ заговорили год назад, когда появились сведения о попытках организовать в стране беспорядки для свержения власти в период с октября по декабрь 2023 года. По версии спецслужб, переворот, аналогичный украинскому «Евромайдану», якобы планировался группами, действующими как внутри страны, так и за ее пределами.
За три месяца до выборов расследование по делу о предполагаемом госперевороте было резко активизировано. СГБ начала массовые допросы грузин, участвовавших в войне с Россией на стороне Украины. Эксперты тогда отмечали, что заявление Службы госбезопасности о возможных попытках дестабилизировать ситуацию в стране — это не только способ ослабить оппозицию перед выборами, но и подготовка почвы для оправдания репрессий против оппонентов и протестующих, если таковые появятся после выборов. Массовые протесты после выборов начались. Как, вероятно, и политическое преследование «Грузинской мечты», которая таким образом пытается подавить протестный пыл.
Георгий Руруа в этом контексте удобная мишень для властей. Он уже имеет статус бывшего заключенного: в ноябре 2019 года Руруа было предъявлено обвинение в незаконном владении оружием, а в 2020-м он был приговорен к четырем годам тюремного заключения. Оппозиция называла его «политическим заключенным». По словам защиты Руруа, оружие было подброшено ему во время задержания. Причиной называли его связь с оппозиционным телеканалом и финансовую поддержку протестных антиправительственных акций в 2019 году.
Его освобождение стало одним из ключевых требований в переговорах с властями во время политического кризиса после парламентских выборов 2020 года. Спустя год президент Грузии Саломе Зурабишвили помиловала Руруа, что было воспринято как шаг к урегулированию кризиса между властями и оппозицией.
Последний вызов на допрос Георгия Руруа в СГБ может свидетельствовать о росте политической напряженности в Грузии после выборов.
Форум