В феврале 2025 года в самопровозглашенной республике Абхазия пройдут досрочные президентские выборы. Решение об их проведении было принято после того, как 19 ноября 2024 года действующий лидер Аслан Бжания ушел в отставку на фоне многодневных протестов в Сухуми. В борьбу за пост президента, вероятно, вступят три кандидата: сам Бжания, бывший торговый представитель в России Олег Барциц и оппозиционер Адгур Ардзинба. Сегодня мы расскажем об Олеге Барцице – политическом игроке, уже объявившем о своих президентских амбициях.
Олег Барциц достаточно редко появлялся в абхазском медиапространстве, данных о нем в открытых источниках тоже сравнительно мало. Вместе с тем, если соединить крупицы информации из разрозненных источников, можно попытаться сформировать целостную картину.
Из Гудауты в Москву
Олег Барциц родился в 1967 году в Гудауте, живописном курортном уголке Абхазии. В 1985 году он отправился в Москву, чтобы поступить на отделение политологии философского факультета МГУ. После двух лет службы в Советской армии (1986-1988) он вернулся в российскую столицу, чтобы завершить учебу. Свое профессиональное развитие Барциц продолжил в дипломатической сфере, окончив в 1996 году Академию МИД РФ.
Его путь не был ограничен только дипломатией, с 1997 года он активно занялся предпринимательством. Барциц не только получил образование в России, но и сделал там свою карьеру. В 2002-м он стал заместителем директора Института промышленного развития Минэнерго России. В 2005 году Барцица назначили на пост руководителя представительства правительства Республики Абхазия по инвестиционной политике в России. Через несколько лет, в 2010 году, он уже был назначен торговым представителем Абхазии в России, где продолжил развивать экономическое сотрудничество между Москвой и Сухуми.
Кроме того, с 2018 года Барциц является членом высшего совета Всемирного абхазо-абазинского конгресса, а с 2019 года – членом дипломатического клуба МИД России.
В биографии Барцица отсутствует ключевая информация, имеющая значение для абхазского избирателя – его участие в грузино-абхазской войне 1992-1993 годов. Этот важный пробел он попытался объяснить в интервью Абхазскому гостелевидению в 2019 году:
«В 1992 году 14 августа, когда начались боевые действия в Абхазии, я перешел на пятый курс философского университета МГУ, находился в Москве. 16 августа вместе с группой других абхазских студентов мы выехали из Москвы, направились на Северный Кавказ и побывали в таких городах, как Черкесск, Нальчик. И вот в Грозном, наконец, нам удалось получить все то, что нам было необходимо. И мы с группой чеченских и кабардинских добровольцев обратно через Карачаево-Черкесию, через перевал, преодолев главный Кавказский хребет, пришли сюда. Затем в результате обострения моего хронического заболевания я был отправлен в Москву на лечение».
Президентские амбиции
До недавнего времени Барциц занимал пост торгового представителя Абхазии в России. Однако его планы выдвинуть свою кандидатуру на досрочных президентских выборах изменили ситуацию.
«Да, это не секрет. Я и мой друг, соратник, человек, которого я уважаю и с которым разделяю взгляды, – это Адгур Какоба, приняли решение зарегистрироваться в качестве кандидатов в президенты и вице-президенты Республики Абхазия в установленные законом сроки. Я не вижу необходимости скрывать это. Я уже сообщил об этом своим близким, и он тоже поделился информацией с окружающими. Это не предвыборная кампания, а информация для интересующихся. Мы общались с земляками, и встреча была инициирована по их просьбе», – объявил он в программе «Битый час» летом этого года.
Официального подтверждения якобы последовавшего за этим заявлением увольнения Барцица пока нет. Однако источники телеграм-канала «Абхазский портал» утверждают, что он был освобожден от своей должности. И, как уточнил канал, Александр Анкваб согласился на эту отставку.
Данное уточнение имеет подтекст. Известно, что абхазской политике условно выделяют два ключевых политических лагеря – сторонников первого президента Владислава Ардзинба и команды третьего президента Александра Анкваба. Многие относят Барцица к лагерю Анкваба. Дело в том, что в президентской гонке Барциц участвует не впервые. В 2019 году он был кандидатом на пост вице-президента в паре с Олегом Аршба, который выдвигался в президенты по инициативе группы сторонников. Тогда их поддерживал бывший абхазский лидер Александр Анкваб, но они проиграли Раулю Хаджимба.
На этих выборах Барциц сам позиционирует себя как «третью силу»:
«На протяжении более двадцати лет в абхазском политическом пространстве существуют две остро конкурирующие между собой силы. Периоды позиционного противостояния между ними сменялись кризисными фазами, когда ситуация выходила за рамки конституционного поля <…>. На протяжении многих лет мы с Адгуром Паатовичем Какоба принадлежали к разным политическим командам, но несмотря на это, сегодня мы реализуем идею объединения посредством реальных практических шагов. Принципы формирования нашей команды просты: ответственность, компетентность и готовность работать на благо страны», – заявил он в одном из недавних интервью Национальному фонду поддержки социальных программ РФ.
Говоря о гонке 2019 года в интервью «Битому часу», Барциц упомянул и Александра Анкваба:
«В 2019 году мы с Олегом Аршбой и поддерживавшим нас тогда Александром Анквабом договорились, что хотя задача любой политической силы – прийти к власти, цели немного другие. Мы решили, что не будем стремиться к победе любой ценой. Мы провели кампанию в соответствии с нашими принципами достоинства и приличия, без черного пиара и грязной критики», – рассказал Барциц, пообещав, что его будущая предвыборная кампания пройдет также без «черного пиара» и «ударов ниже пояса».
Однако многие в Абхазии относятся к заявлениям о «третьей силе» и дистанцированию от Анкваба с недоверием.
«Выполз сейчас как миротворец. Анквабовский ход», – отреагировал на выступления Барцица в ходе ноябрьских акций протеста один из пользователей соцсетей.
Многие задаются также вопросом, почему Барциц так долго оставался в тени и не высказывался по важным для самопровозглашенной республики вопросам. Кто-то даже видит в нем запасного игрока Кремля на случай неудачи с Бжания.
«Такая вот кремлевская страховка для Аслана Бжания. Не справится с апартаментами и «иноагентами» – отправят на пенсию, а место займет другой человек, прибывший из Москвы. Хотя у нас все оттуда», – пишет телеграм-канал «АБХАЗИЯ- Центр».
Об отношении к спорным законам
Какова бы ни была мотивация Олега Барцица, он стал практически единственным чиновником, кто открыто выступил против скандальных инициатив, в частности закона об апартаментах и соглашения об инвестициях. Во время ноябрьского политического кризиса, приведшего к отставке Аслана Бжания, он предложил отложить ратификацию инвестиционного соглашения:
«Слишком явно выражено противостояние внутри общества. Слишком велики риски непоправимых последствий для хрупкой стабильности в нашей стране. Такие решения должны основываться на глубоком анализе фактических данных, учитывать все риски и интересы нынешних и будущих поколений Абхазии».
Барциц отмечает, что выступает за российские инвестиции, но только за те, которые «обеспечивают баланс взаимных интересов».
«Как понимаю, мы заблаговременно не информировали наших партнеров о своих приоритетах и опасениях. Справедливым было бы доработать это соглашение, сделав его нетоксичным для большого процента жителей нашей страны. Депутаты парламента внесли в него более 20 поправок, но принято было только две. Думаю, что это прежде всего наши недоработки», – заявил он в интервью РБК.
Барциц также выступает против законопроекта об апартаментах, считая, что он недостаточно детально проработан:
«Принятию не предшествовало широкое экспертное и общественное обсуждение. У людей мало информации, и это вызывает беспокойство по ключевым положениям законопроекта. Если бы перед принятием законопроекта проводилась серьезная работа и обсуждение, а также создание кадастра недвижимости, это является основой основ. Без кадастра недвижимости и земельного кадастра, без принятия Градостроительного кодекса и планов развития территорий обсуждение подобных проектов преждевременно».
Сотрудничество с Москвой
Формулировки, которые использует Олег Барциц в отношении вызывающих споры законопроектов, трудно назвать резкими и однозначными. Он не требует их полного отзыва из парламента, как это делают абхазские оппозиционеры, а предлагает их доработку.
В одном из ключевых вопросов об отношениях между Сухуми и Москвой при новом абхазском лидере Барциц занимает четкую позицию, регулярно подчеркивая, что Россия является главным гарантом безопасности и стабильности Абхазии, а также надежным партнером, выполняющим свои обязательства.
«Рецепт простой: надо не обманывать своих партнеров, своих союзников, стратегических друзей и братьев – Российскую Федерацию. Надо честно артикулировать существующие проблемы, заранее проговаривать те возможности, которые мы можем предоставить, и четко предупреждать о тех линиях, за которые мы не можем зайти», – заявил он в интервью РБК.
Барциц подчеркивает, что курс на стратегический союз и углубление партнерства с Россией остается неизменным. Более того, он неоднократно заявлял о важности для Абхазии «активно двигаться» к идее присоединения к Союзному государству.
«Это позволит объединить потенциал Абхазии с Россией и Беларусью, усилив свои позиции», – отметил он на деловом форуме в Минске.
Грузинский вопрос
Олег Барциц считает, что нынешнее правительство Грузии «проводит более прагматичную и национально ориентированную политику». В качестве реальных жестов доброй воли со стороны Тбилиси он выделяет два важных шага: обязательство не возобновлять применение военной силы и отмену закона об оккупированных территориях.
«Кандидат, создающий фон»
По мнению конфликтолога и бывшего госминистра по вопросам примирения и гражданского равноправия Пааты Закареишвили, Барциц является самым слабым кандидатом из тройки претендентов. Согласно опросам местных телеграм-каналов среди абхазских читателей, из трех предлагаемых кандидатов Барциц получает наименьшее количество голосов.
Закареишвили считает, что Барциц рассчитывает на поддержку Москвы, учитывая его определенные связи.
«Похоже, он хочет сделать карьеру и имя себе. Возможно, он баллотируется, чтобы создать свой имидж. Не думаю, что он рассчитывает на что-то большее. Не думаю, что он получит больше 10%. Барциц – непроходная фигура. Он работает на себя, а не на Абхазию».
Закареишвили уверен, что критика инвестсоглашения, начавшаяся после выдвижения Барцица в кандидаты в президенты, имеет целью привлечь дополнительные голоса избирателей.
«Не думаю, что пока он был представителем власти, он мог эти вещи сделать. Как только он стал более или менее свободен, он начал свою предвыборную кампанию, чтобы создать себе имидж какого-то надежного человека. Но в любом случае, он человек не то что российский, он сам, скажем так, предлагает себя России. Но выступая против закона, он вряд ли заполучит поддержку России, зато хотя бы получит голоса в Абхазии. В любом случае, он малоинтересная фигура, на нем долго задерживаться, по-моему, не стоит. Есть такие кандидаты, которые создают фон для выборов, а в итоге ничего не получают», – сказал Паата Закарешвили.
Если Барциц действительно является непроходным кандидатом, то главный сегодня вопрос: кому из двух других известных претендентов на президентское кресло его выдвижение вредит больше? Сколько голосов он оттянет у лидера оппозиции Адруга Ардзинба, занимая менее радикальную позицию по ключевым вопросам? И как сильно его выдвижение ослабит Аслана Бжания, лишив его поддержки части сторонников Александра Анкваба? Ответить на эти вопросы мы попытаемся в следующих материалах о кандидатах в абхазские президенты.
Форум