На фоне растущего давления со стороны Запада и внутреннего политического кризиса в Грузии углубляется кризис экономический. Лари продолжает обесцениваться, несмотря на попытки Национального банка страны замедлить этот процесс путем интервенций. Резервы истощаются быстрее, чем это ожидалось.
Только за прошедший месяц Национальный банк Грузии продал свыше 200 миллионов долларов. Вопреки надеждам, обменные курсы продолжают расти. По мнению наблюдателей, если в начале октября это было связано с предвыборными ожиданиями, то сейчас кризис определяется недоверием западных лидеров к результатам выборов.
Лидеры западных стран заявляют, что Грузия сворачивает с евроатлантического курса и делает значительные шаги назад. Страна остается без помощи, которую получала от Запада с 90-х годов. Будущее Грузии стало неопределенным для бизнесменов и инвесторов, которые не спешат вкладывать средства. Такие же настроения и у многих грузин.
Экономист Георгий Кепуладзе в интервью «Эху Кавказа» сообщил, что только в октябре, по официальным данным, Национальный банк осуществил интервенции в размере 210 миллионов долларов. Однако эффекта от этих вмешательств получилось мало. По мнению эксперта, искусственное регулирование валютного курса имеет ограниченную эффективность, особенно для стран с небольшими природными ресурсами. В случае с Грузией сценарий выглядит еще более мрачным.
«Неопределенность сохраняется. Мы никогда не жили в полной изоляции с момента обретения независимости. Мы всегда стремились к сближению с Европой. Сейчас мы сталкиваемся с новой реальностью, и это затронет даже тех людей, которые считают себя аполитичными. Ситуация постепенно отразится на каждом. Мы думаем, что безвизовый режим с Европой – это просто подарок, но это неотъемлемая часть политики. Выборы – это минимальный тест для демократии, и когда ты его не сдаешь, разговор о демократии становится неуместным», – говорит Кепуладзе.
Это мнение разделяет и бывший глава Национального банка Грузии Роман Гоциридзе. Он пояснил, что 210 миллионов долларов, которые были проданы на аукционе, это лишь верхушка айсберга. Существует платформа Bimatch, где также можно торговать, но информация о сделках Национального банка становится доступной только спустя месяц. Например, в сентябре на платформе было продано 106 миллионов долларов, а в октябрьских торгах сумма составила около 600 миллионов. но граждане Грузии узнают об этом только к концу ноября, уверяет бывший руководитель главного банка страны.
«В 2020 году, во время пандемии, Национальный банк продал 200 миллионов долларов, а в следующем году, когда страна была изолирована, эта сумма выросла до 350 миллионов долларов. То, что происходит сейчас, катастрофа!» – заявил Гоциридзе в беседе с «Эхо Кавказа».
Также он напомнил о той помощи, которую Грузия получила от Запада в период пандемии. «Мы получили 1,5 миллиарда от Европы фактически за несколько дней. Это были денежные средства, вакцины и различные субсидии. На протяжении 30 лет не было периода, когда мы не получали помощь от Запада. Что будет дальше, учитывая эту изоляцию? Мне сложно представить. Они надеются на финансовую помощь Венесуэлы или на Орбана, который является марионеткой Путина?» – добавил Гоциридзе.
По мнению экономистов, осуществлять интервенции для стабилизации курса лари будет все сложнее. Основная причина – истощение резервов, которые, по словам экспертов, с трудом пополнялись на протяжении 12 лет. С 2022 года резерв иностранной валюты составлял 5,4 миллиарда долларов. К октябрю 2024 года эта сумма уменьшилась до 4 миллиардов долларов.
Этот процесс связывают с непопулярными, антизападными законами, принятыми правительством Грузии. Стабилизировать валюту в ближайшем будущем будет все труднее. Аналитики полагают, что процесс можно будет контролировать максимум до конца года. После этого нестабильная ситуация может негативно сказаться на ценах на топливо и продовольственные товары.
Форум