В будущем году Грузия, возможно, столкнется с серьезными финансовыми рисками. В документе Минфина, сопровождающем проект бюджета на 2025 год, говорится, что сумма компенсации, которую требуют инвесторы по 10 арбитражным спорам, составляет 1,7 миллиарда долларов, или 6% ВВП.
На этой неделе стало известно, что правительство Грузии проиграло международный арбитражный спор турецкой компании ENKA, строившей Намахванскую ГЭС. По данным компании, компенсация составит 383,2 миллиона долларов, или 1,1 миллиарда лари.
По текущему курсу это больше, чем суммарное финансирование Минэкономики и Минфина: по проекту бюджета на 2025 год Минэкономики должно получить 947 миллионов лари, а Минфин – 121 миллион лари.
Министерство юстиции Грузии пока не публикует информацию по поводу спора. Единственной реакцией правительства стало заявление премьер-министра Ираклия Кобахидзе 4 декабря о том, что государство обжалует вердикт в международной инстанции, и, возможно, размер компенсации будет снижен.
«Мы обязательно продолжим спор. Из этой суммы 200 миллионов долларов это уже осуществленная инвестиция, по которой государство не понесет ущерба. Однако сверх этого почти 100 миллионов, да хоть 10, это серьезный урон».
Следует отметить, что ущерб с учетом упомянутых премьером 200 миллионов долларов составит 183 миллиона долларов. Проигранный арбитражный спор нанесет серьезный урон бюджету страны, признают в правительстве. По данным Министерства юстиции, на июль 2024 года потенциальная максимальная сумма оспариваемой суммы в 10 текущих арбитражных спорах составляет около 1 миллиарда 700 миллионов долларов США, что составляло примерно 6% ВВП Грузии в 2023 году.
Напомним, 21 апреля 2021 года правительство Ираклия Гарибашвили объявило 12-месячный мораторий на строительство плотины Намахвани, заявив, что правительство наймет консультантов для оценки рентабельности инвестиционного соглашения, подписанного с компанией ENKA в 2019 году. Тогда правительство Грузии во главе с Георгием Гахария передало 576 гектаров земли для реализации проекта инвестору сроком на 99 лет. В тот период этот вопрос курировало Министерство экономики, которое возглавляла нынешняя глава Нацбанка Натия Турнава.
А уже спустя 2 месяца, 9 июня 2021 года, Ираклий Гарибашвили заявил, что проект не будет реализован в его проектном виде.
«Как вы знаете, я получил проблему в наследство и активно над ней работал. На тех условиях, которые прописаны в этом проекте – передача земли и управление на 100 лет и так далее, – могу вам сказать, что мы не будем продолжать этот проект в этом виде. Мы ведем переговоры с инвестором, и очень надеюсь, что исходя из интересов нашей страны мы построим Намахванскую ГЭС на еще лучших условиях, которые будут служить интересам в том числе тех людей, которые протестовали против ее строительства», – заявил тогда Ираклий Гарибашвили.
Согласно документации Минэнерго, забракованный правительством Гарибашвили проект предусматривал строительство каскада ГЭС мощностью 433 мегаватта. Инвестиционное соглашение с компанией ENKA предполагало инвестиции более 800 миллионов долларов.
По мнению бывшего главы Нацбанка Романа Гоциридзе, действия власти ставят Грузию на грань банкротства, так как впереди еще несколько аналогичных инвестиционных споров.
«И без того близкие к истощению валютные резервы страны не выдержат этого удара. Из-за преступных действий власти мы вынуждены выплатить турецкой компании компенсацию, вследствие чего бюджет страны недосчитается одного миллиарда лари. Бывший премьер-министр Ираклий Гарибашвили, министр экономики Натия Турнава и другие члены правительства понесут ответственность за причиненный стране ущерб».
По мнению эксперта, не исключено, что некоторые люди в правительстве даже получали т. н. «откаты» из этих денег, потому что помогли турецкой компании получить через компенсацию гораздо больше средств, чем она израсходовала на самом деле.
«Придет время, и мы узнаем о преступных деяниях власти вокруг начавшихся и так и не достроенных гидроузлов Намахвани, Нэнскры и Худони. Десятки миллионов лари были выделены из бюджета якобы для нужд индийского инвестора Худони ГЭС, который впоследствии был изгнан, и здесь также пахнет откатом. Аналогичный вопрос возникает и в отношении корейского инвестора Нэнскра ГЭС, контракт с которым также приостановлен стараниями власти. Впереди нас ждут многочисленные судебные процессы на миллиарды долларов, что связано с преступным отношением этого правительства к инвесторам».
По мнению генерального секретаря бизнес-совета Европа-Грузия Звиада Чумбуридзе, непоследовательная политика власти и политическая нестабильность способны отпугнуть и без того немногочисленных инвесторов:
«Представим, что потенциальный инвестор решил вложить деньги в Грузию. На что он в первую очередь обратит внимание? Естественно, на сорванные проекты типа Намахванской ГЭС. И обратит внимание на зависимость судебной власти от прихотей заинтересованных лиц. Необходимы твердые гарантии государства по защите инвесторов, а не личные предпочтения политиков. Политика и экономика неотделимы друг от друга. Как может страна привлекать инвесторов в нынешних условиях? Необходимо создавать условия для устойчивой бизнес-среды, иначе нас ждут трудные времена».
Как правило, арбитражные споры касаются крупных инвестиционных проектов, где в большинстве случаев в качестве истцов выступают иностранные компании. Международное законодательство и двусторонние соглашения, подписанные Грузией, дают этим инвесторам возможность обратиться в арбитраж – Грузия имеет двусторонние соглашения о защите прав инвесторов с США, Нидерландами, Азербайджаном и другими странами. Некоторые из этих соглашений имеют приоритет над национальным законодательством.
Следует также учитывать, что немалые бюджетные средства расходуются на юристов для ведения арбитражных споров. Согласно данным Минфина, на арбитражные суды после 2020 года правительство потратило 230 миллионов лари, или порядка 83 миллионов долларов.
Форум