Accessibility links

«Мечта» и ГПЦ: уместен ли торг?


«Теодемократическая республика Грузия»? Представитель патриархии Георгий Звиададзе подтвердил сегодня ТВ «Формула» информацию о том, что «Грузинская мечта» в рамках предвыборных обещаний планирует объявить православие государственной религией. И по этому вопросу ведет консультации с патриархией и членами Священного синода ГПЦ.

«Грузинская мечта» с 20 августа держала в тайне четвертую причину, по которой ей необходимо конституционное большинство от грузинских избирателей на предстоящих 26 октября выборах. «Мечта» обещает в этом случае окончательно осудить «Нацдвижение» и все нежелательные ей оппозиционные партии, принять законы против ЛГБТ-пропаганды, возможно, внести также конституционные поправки по территориальному устройству Грузии. А четвертую причину в «Мечте» четко не называют, но намекают на традиции, идентичность, духовность. Так, почетный председатель партии Бидзина Иванишвили 21 августа в городе Мцхета заявил, что этот вопрос может иметь огромное значение с точки зрения защиты самобытности и национальных ценностей Грузии.

Почти то же самое он говорил и два дня назад, 25 августа, в Амбролаури, в регионе Рача. После Мцхета Иванишвили, проводя кампанию в горном регионе Западной Грузии, тоже общался с избирателями через пуленепробиваемое стекло.

«Это экзистенциально важный вопрос для нашей страны и веры, по которому идет активная работа. О важном решении проинформируем общественность в ближайшем будущем», – заявил Иванишвили.

«Речь идет об объявлении православия государственной религией», – ссылаясь на свои источники сообщил канал ТВ «Формула». О том, что накануне по этому вопросу прошла консультация между представителями «Мечты» и патриархии, подтвердил «Формуле» протопресвитер Георгий Звиададзе. По его словам, патриарха Ильи Второго на этой встрече не было, но был местоблюститель Шио.

«Это очень корректный, очень спокойный и аргументированный разговор о том, что связано с правовыми моделями между Церковью и государством. Нет никаких оснований для того, чтобы та правовая модель, которая сегодня существует между ГПЦ и государством, изменилась», – сказал Звиададзе.

Позиция патриарха Ильи Второго между тем известна: еще в 2008 году он высказал свое отрицательное мнение по этому вопросу. И тогда, и сейчас в ГПЦ довольны тем договором, конкордатом, который был заключен патриархом Ильей Вторым и президентом Эдуардом Шеварднадзе 14 октября 2002 года. В соглашении из 12 пунктов государство признает особую роль Православной Церкви в истории страны, определяет правила ее финансирования из госбюджета, а также права Церкви на церковную собственность.

Вопрос о госрелигии активно стали обсуждать в грузинских соцсетях.

«Думаю, будет предложен принцип теодемократического государственного устройства, а в состав правительства введен представитель патриархии», – иронизировал еще при первом заявлении Иванишвили депутат-оппозиционер Роман Гоциридзе.

Не воспринимать всерьез этот вопрос сегодня советовал общественности со своей страницы Facebook глава центра толерантности при аппарате народного защитника, теолог Бека Миндиашвили.

«Объявления православия государственной религией, я уверен, в первую очередь не желает сама патриархия. Поскольку официально это означает полное институциональное подчинение церкви государству, вмешательство государства в процесс назначения духовных лиц, контроль над ними и так далее. Поэтому не стоит раздувать этот нелепо вброшенный вопрос, этого не случится», – пишет Миндиашвили.

Искусственно поднятой темой считает вопрос и юрист, директор Института толерантности и многообразия (TDI) Эка Читанава:

«Государство уже не первый год спекулирует именем церкви. Ставит ГПЦ в привилегированные условия и дискриминирует права других религиозных объединений. В этом процессе мы критикуем власть и государство, которое не защищает права других религиозных меньшинств. Например, не дает право мусульманам построить мечеть в Батуми, не реагирует на преступления, мотивированные ненавистью, не искореняет неравенство на законодательном уровне, не исполняет законы, которые защищают равноправие. Особенно острой в последние годы стала проблема того, что государство право свободы религии и вероисповедания рассматривает в контексте безопасности, а не в ключе защиты прав человека. Грубо вмешивается в автономию религиозных объединений».

В пример правозащитница Эка Читанава приводит факт слива незаконных прослушек Службой госбезопасности членов синода и других представителей патриархии в сентябре 2021.

«Это показало, под каким давлением находится в том числе и патриархия. Государство слушает и следит за каждым для дальнейшего контроля и шантажа. Проблемой является именно то, что свобода религии и вероисповедания для государства не является приоритетом, и это распространяется и на православную церковь, и на людей, исповедующих православие. Потому я думаю, что мы имеем дело с обычной предвыборной спекуляцией. Это все походит и на предвыборные торги. Не следует забывать и то, что так называемый российский закон об «иноагентах» касается не только гражданского сектора и СМИ, при желании государства это коснется и учреждений, и институтов ГПЦ. Не следует забывать также, что по этому же закону государство может запросить от организаций, в том числе религиозных, личную информацию особенной категории – о вероисповедании. Это уже будет грубое вмешательство в права человека. Мы видим, что кампания правящей силы строится на анти-ЛГБТ пропаганде, которая якобы преследует цель защитить веру и православие. С одной стороны, власть искренне заинтересована в еще большем вмешательстве государства в дела ГПЦ. Это очень спекулятивный вопрос с элементами торга взамен на поддержку церкви на выборах. Но явно прослеживается желание власти контролировать ГПЦ, и я думаю, это хорошо понимают и в патриархии. Видимо, потому там пока отказываются от отмены существующей модели».

Читанава напоминает, что Грузинская православная церковь (ГПЦ) на протяжении многих лет оставалась единственной религиозной организацией, которая финансировалась из госбюджета. В 2014 году эта ситуация изменилась. По решению правительства помощь от государства также стали получать еще четыре религиозных организации. Но ГПЦ по закону остается привилегированной.

По данным «Института толерантности и разнообразия», с 2002 по 2019 год ГПЦ получила из центрального государственного бюджета 276,5 миллионов лари. С 2009 по 2013 год ей ежегодно выделялось от 22 до 27 миллионов лари, а в последующие шесть лет в госбюджете на финансирование патриархии стабильно было предусмотрено по 25 миллионов лари в год. И лояльность власти к ГПЦ, особенно перед выборами, с годами лишь растет.

Грузинские СМИ сообщают, что идея объявить православие госрелигией принадлежит Бидзине Иванишвили. В «Грузинской мечте» пока эту информацию не подтверждают, как и новость о том, что следующая консультация между представителями власти и патриархии по этому вопросу состоится 29 августа.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG