Accessibility links

«Мечта» передумала: запрет оппозиции откладывается


Лидеры «Грузинской мечты» – Мамука Мдинарадзе, Каха Каладзе, Ираклий Кобахидзе и Бидзина Иванишвили
Лидеры «Грузинской мечты» – Мамука Мдинарадзе, Каха Каладзе, Ираклий Кобахидзе и Бидзина Иванишвили

Грузинской оппозиции, или, как её называет правящая партия, «коллективному Национальному движению», снова дают шанс проявить себя – на этот раз на выборах местного самоуправления, которые состоятся в октябре 2025 года. Однако пока оппозиция сама отказывается от идеи участия в местных выборах, требуя проведения новых парламентских.

Отсрочка по вопросу запрета оппозиционных партий связана с необходимостью продления срока работы парламентской следственной комиссии под руководством Теи Цулукиани, которая занимается изучением их деятельности. Об этом на брифинге 14 апреля заявил исполнительный секретарь «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе. Изначально у власти были планы завершить все процедуры до выборов, однако теперь их реализация откладывается.

Мамука Мдинарадзе
Мамука Мдинарадзе

«Как вы знаете, если бы комиссия использовала только трёхмесячный срок, то можно было бы завершить процедуры до выборов в органы местного самоуправления. Однако если мы продлим срок на месяц, то уже можно сказать, что физически завершить процесс невозможно. Соответственно, мы примем объективную реальность, при которой «коллективное Национальное движение» вновь получит возможность участвовать в выборах», — заявил Мдинарадзе.

Запрет оппозиционных партий был одним из ключевых предвыборных обещаний «Грузинской мечты» перед парламентскими выборами в октябре 2024 года. Тогда основатель и почётный председатель правящей партии Бидзина Иванишвили заявил, что в случае убедительной победы, «Национальное движение» и аффилированные с ним партии будут запрещены на конституционном уровне.

Бидзина Иванишвили
Бидзина Иванишвили

«На встречах, проведённых в регионах, я не раз пояснял, почему получение конституционного большинства жизненно важно для нас. В случае его получения правящая партия на конституционном уровне запретит «Национальное движение» и её партии-сателлиты за преступления, совершённые против населения Грузии», — заявлял Иванишвили на одном из предвыборных митингов.

Однако после выборов политическая ситуация в Грузии изменилась. Уже 139 дней в стране продолжаются антиправительственные акции, а оппозиционные партии отказались признавать легитимность парламента и сложили депутатские мандаты — за исключением партии бывшего премьера Георгия Гахария, члены которой сохраняют мандаты, но не участвуют в парламентской работе. Это усилило внутреннее и внешнее давление на правительство «Грузинской мечты», а продолжение темы запрета оппозиции, как считают наблюдатели, только бы усугубило политическую изоляцию власти.

Планы запрета оппозиционных партий ранее раскритиковали в Брюсселе и Вашингтоне. В письменном комментарии от 2 апреля пресс-секретарь Госдепартамента США Тэмми Брюс говорила об «антидемократических действиях правительства «Грузинской мечты» и подчеркнула, что США «продолжат оценивать свою политику в отношении Грузии с целью продвижения американских интересов».

«Что касается продолжающихся антидемократических действий правительства «Грузинской мечты», — как отметил вице-президент Джей Ди Вэнс в Мюнхене, — демократический мандат нельзя завоевать путём цензуры оппонентов или их заключения в тюрьму. Его также невозможно получить, игнорируя мнение ключевого электората о том, кто должен быть частью нашего совместного общества», — говорилось в заявлении.

Оппозиционные партии уже отреагировали на заявление «Мечты». Лидер «Стратегии Агмашенебели» и второй номер избирательного списка партии «Единство — Национальное движение» Георгий Вашадзе назвал инициативу запрета партий «абсурдной с самого начала».

Георгий Вашадзе
Георгий Вашадзе

«С первого дня, когда инициировали запрет партий, я сказал, что это глупость, придуманная, чтобы перекрыть (американский законопроект) MEGOBARI Act. Сейчас они вышли и признали, что запрета не будет. Глупость. Враньё. Не запретят. Я им прямо сказал: если вы такие крутые, запретите нас. Не смогли? И не смогут. Пока они кого-то запретят — сами исчезнут с политической сцены», — заявил Вашадзе.

Некоторые представители оппозиции считают, что разрешение участвовать в выборах и временный отказ от запрета — это попытка «Грузинской мечты» легитимировать себя. Об этом заявил один из членов «Коалиции за перемены» Георгий Бутикашвили.

«У «Грузинской мечты» стоит задача втянуть оппозицию в выборы в органы местного самоуправления. Для этого они создают соответствующий фон. Им нужно получить легитимность — и внутри страны, и за её пределами. Партия уже выбрала путь полного авторитаризма и запретит оппозицию, когда укрепит свои позиции и выиграет время», — считает он.

Согласно действующему законодательству, Конституционный суд Грузии может запретить деятельность партии, «целью которой является свержение или насильственное изменение конституционного строя Грузии, посягательство на независимость страны, нарушение её территориальной целостности, а также ведущих пропаганду войны или насилия, разжигающих национальную, местническую, религиозную и социальную рознь». Что же касается законопроекта, предложенного «Грузинской мечтой», то в него внесен запрет на деятельность партий, «заявленная цель, суть деятельности и персональный состав которых повторяют цели, суть деятельности и персональный состав партии, уже запрещённой судом». Кроме того, планируется сократить сроки вынесения решений о конституционности деятельности политической партии и по конституционному иску о прекращении полномочий депутата, избранного по представлению такой партии.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG