У президента Саломе Зурабишвили остается два дня, чтобы ознакомить общество со своим решением. Где и как она собирается быть после полудня 29 декабря? На этот день «Грузинская мечта» назначила церемонию инаугурации Михаила Кавелашвили, а значит, срок президентства Зурабишвили будет завершен. Накануне после консультации с президентом часть оппозиции заявила, что готова физически защищать ее во дворце Орбелиани после 29 декабря. Однако Саломе Зурабишвили уже заявила, что не нуждается в чей-либо защите, так как останется президентом «со своими символикой, значением и независимостью». Премьер-министр Ираклий Кобахидзе открыто пригрозил, что в случае неповиновения ей грозит арест.
«Анна Долидзе так хочет быть у власти, что, уверен, если даже госпожа Саломе выйдет из президентского дворца, она останется в здании», – иронизировал с утра спикер парламента Шалва Папуашвили. Так он прокомментировал слова лидера «За народ» из коалиции «Лело – Сильная Грузия» Анны Долидзе. Накануне ночью, выйдя из дворца Орбелиани после консультаций оппозиции с президентом, Долидзе сообщила, что помимо разработки плана по созданию координационного совета по проведению новых парламентских выборов был поднят и другой вопрос: как действовать после того, как Михаил Кавелашвили принесет присягу в парламентском зале заседания?
«Я предложила полную поддержку президенту Грузии в ее борьбе за независимость. Мы готовы остаться во дворце после 29 декабря и объявить его единственным местом, где будет находиться легитимный президент Грузии. Это форма поддержки, которая будет легитимной, справедливой и ненасильственной», – сказала Анна Долидзе.
Эту идею поддерживают и в «Коалиции за перемены». Но как отметил один из лидеров коалиции из партии «Ахали» Ника Гварамия, остается неизвестным, что по этому поводу думает сама президент Зурабишвили, поэтому следует дождаться ее заявления.
Идея забаррикадироваться в президентском дворце Орбелиани не приглянулась лидеру партии «За Грузию» Георгию Гахария, который согласен с народной мудростью о том, что не место красит человека.
«Легитимацию президента не создает атрибутика, тем более здание. Источник легитимации – доверие народа. Доведение протеста до идеи – выйти или остаться в здании и физически защищать резиденцию президента – обесценивает сам протест. На проспекте Руставели народ защищает намного более важные ценности, и именно поэтому протест является столь успешным. Мы должны беречь народ! Веру в победу! Единство вокруг целей и ценностей протеста! Только так протест станет воистину всеобъемлющим», – завил Гахария.
Тем не менее в партии сегодня еще раз подчеркнули, что будут стоять в мирном протесте там, где решит собраться народ. И если мирная демонстрация с проспекта Руставели переместится к президентскому дворцу Орбелиани на Атонели, то и представители «Гахария – за Грузию» будут там.
Ведь с 28 ноября, когда «Грузинская мечта» отказалась от евроинтеграции, каждый день десятки тысяч людей собираются на проспекте Руставели у здания парламента, требуя возобновления переговоров с ЕС и освобождения арестованных во время разгонов демонстраций активистов.
Проевропейские силы намерены устроить масштабные шествия и живую цепь, протестуя против инаугурации Кавелашвили накануне, 28 декабря, а также в день самого мероприятия.
«Саломе Зурабишвили и радикальная оппозиция говорят, а караван Грузии идет вперед», – заявил в ответ сегодня председатель парламента Шалва Папуашвили, обещая, что после 29 декабря «у Грузии будет достойный президент, перед которым будет стоять непростая задача – совместными усилиями устранить тот ущерб, который нанесли институту президента внутренние и внешние враги страны». Что же касается вероятности роспуска президентом парламента и назначения новых выборов, спикер заявил, что Саломе Зурабишвили может с тем же успехом назначить любой чемпионат мира в Тбилиси.
Папуашвили отреагировал и на заявление бывшего премьер-министра Швеции, ныне сопредседателя Европейского совета по международным отношениям Карла Бильдта. Тот написал в соцсети, что после 29 декабря Евросоюз и другие структуры должны решить, кого они считают легитимным президентом Грузии.
«Настал и этот день. В 33-ю годовщину независимости теперь другие думают о том, чтобы назначить нам наместников», – написал в ответ Бильдту Шалва Папуашвили на своей странице Facebook.
Уже на брифинге Папуашвили, назвав Бильдта работающим за мзду лоббистом, не стал, как выразился сам, размениваться на его критику. Он решил взять более дальний и крупный прицел в лице представителей ЕС в Брюсселе:
«На такое, что сегодня позволяют себе по отношению к нам в Брюсселе, не отваживались даже в Москве во времена Советского Союза». Обвинив западных партнеров в попытке превратить Грузию в «банановую республику», глава парламента заявил, что признание итогов парламентских выборов 26 октября станет тестом для ЕС: привержен ли он европейским ценностям в действительности или лицемерит.
Спикер парламента Шалва Папуашвили как ответственное лицо в организации инаугурации сегодня сообщил, что на церемонию не приглашены послы и дипломаты зарубежных стран, объяснив это нехваткой мест в зале заседаний парламента. Хотя раньше во время выступлений президента или глав правительства дипломаты, аккредитованные в Грузии, свободно размещались в зале пленарного заседания. Возможно, власти так предвосхитили вероятный отказ от самих послов США и стран-членов ЕС.
Между тем из столиц западных стран не прекращают поступать заявления, осуждающие «Грузинскую мечту» и ее политику. К их числу добавилось и сообщение главы МИД Германии Анналены Бербок.
«Мы обсуждаем с нашими партнерами из ЕС дальнейшие меры – от отмены визовых льгот для грузинских чиновников до адресных санкций», – цитирует слова Бербок ее ведомство.
Власти не стали сегодня детализировать и военную часть инаугурации. По протоколу президент как главнокомандующий страны произносит присягу перед военными. А по завершении президентской клятвы звучит государственный гимн и 7 праздничных артиллерийских залпов. Часть военных экспертов сегодня не исключила, что из-за недовольства военных по поводу антиевропейского курса «Грузинской мечты» власти, возможно, решат исключить из церемонии эту часть.
Открытым остается самый интригующий для грузинского общества вопрос: примет ли все-таки Бидзина Иванишвили приглашение президента Зурабишвили прийти во дворец Орбелиани до 29 декабря, чтобы обсудить вопрос о назначении новых парламентских выборов? И какое решение примет президент Саломе Зурабишвили в этот день?
Ее прежние заявления не добавляют ясности в этот вопрос. 23 декабря, к примеру, Саломе Зурабишвили поблагодарила общественность за поддержку, но заявила, что не нуждается в защите:
«Я не боюсь. Посмотрим, где и как я буду после 29-го. Я буду тем, кем являюсь – президентом со своей символикой, своим значением и своей независимостью. И будет этот президент слугой всех вас. Я служу вам, как и служу родине».
Все эти дни Саломе Зурабишвили ведет активные консультации и с западными партнерами, публично призывая их не признавать легитимность итогов парламентских выборов и власть «Грузинской мечты».
Форум