Accessibility links

Снявши голову, по волосам не плачут


Изида Чаниа
Изида Чаниа

«Предатели народа» – красным по асфальту. Такая надпись появилась в ночь с 3 на 4 ноября перед входом в администрацию президента, обнесенную забором. Кривенькое граффити, а неподалеку детальное «разъяснение», столь же корявое (что, возможно, говорит о неопытности «художников»). Надпись на пьедестале памятника, посвященного жертвам российско-кавказской войны (махаджирам), гласит: «Потерявший родину, теряет все». Эта цитата из произведения Баграта Шинкуба «Последний из ушедших» говорит о том, что это не столько вандализм, сколько протест, авторы которого проводят параллель между соглашением об «инвестициях», подписанном министром Кристиной Озган на прошлой неделе в Москве, и самой трагичной страницей в истории Абхазии – депортацией абхазов в Османскую империю в XIX веке и колонизацией Абхазии.

Чтобы выразить свои чувства, автор пририсовал кровавые слезы каменному всаднику, падающему с коня. Если это вандализм, то весьма наивный, граничащий с самовыражением, и говорит он об эмоциональном стрессе, который испытывают авторы данной «инсталляции».

А утром 4 ноября начался ажиотаж. Ругались пользователи социальной сети, власть и оппозиция дистанцировались. Оппозиция выразила подозрения в причастности власти к данному происшествию. Даже есть убедительные аргументы – под строением, напичканном камерами и охранной, расписать дорожку и разрисовать памятник не так уж легко. «Все это сделано на ботинках власти», – считает Эшсоу Какалия.

Власть, напротив, обвинила оппозицию в причастности к «акту вандализма». Но в заявлении пресс-службы президента есть пробел: в нем не упоминаются две надписи – на асфальте перед входом в администрацию «Предатели народа Озган, Бжания, Барциц» и на постаменте «Потерявший Родину, теряет все». В заявлении пресс-службы речь идет только о памятнике махаджирам, разрисованном вандалами. И если не быть погруженным в проблему, связанную с репатриацией потомков махаджиров, можно даже подумать, что президент Бжания только и думает о судьбе абхазской диаспоры.

«Мы считаем, что это вопиющее преступление могли совершить люди, которым чуждо самое ценное, что есть у нашего народа – историческая память, у которых отсутствуют мораль и совесть», – говорится в заявлении пресс-службы президента.

«Должна была говорить лошадь, сказало седло». Непонятно, кто эти «мы» – сотрудники пресс-службы, администрации, входит ли в их число президент, отсутствующий в стране? И про какую такую историческую память говорит пресс-служба президента, которая, видимо, и не заметила, что большой любитель заявлений, соболезнований и поздравлений Аслан Бжания не счел нужным даже обратиться к народу в день, в который вспоминают жертв геноцида абхазского народа? А может быть, в пресс-службе смогут найти возмущение Аслана Бжания или его пресс-службы по поводу избиения ветеранов войны в День Победы или размышления о морали и совести, когда сотрудник абхазской милиции словно Шумахер крутил свое авто в парке Славы, среди могил героев войны?

Всего этого нет, поэтому я не буду эстетствовать и обсуждать факт вандализма, совершенного по отношению к памятнику. Просто выражу сожаление людям, которые столь неумело попытались донести свои чувства, вызвав шквал возмущения. Мне гораздо ближе форма протеста жителей Валенсии, которые закидали грязью короля, королеву и правительство. Но самое главное – это причина протеста. Что хотели сказать люди, оставившие надпись «Предатели народа…», «Потерявший Родину, теряет все», поставившие знак вопроса у слова «инвестиции»?

Нет сомнения, что это посыл, прежде всего, окруженному охранной и бронемашинами Аслану Бжания, который использует свои президентские полномочия для продвижения законов, уничтожающих страну

Нет сомнения, что это посыл, прежде всего, окруженному охранной и бронемашинами Аслану Бжания, который использует свои президентские полномочия для продвижения законов, уничтожающих страну. Это несогласие с действиями руководства, которое с 2022 года все свои усилия направило на продвижение законов и соглашений в интересах кучки российских олигархов, которые финансировали в 2019-2020 годах предвыборную кампанию Бжания. Залоговым обязательством Аслана Бжания стали объекты госсобственности, энергетики, санатории и комплексы, находящиеся в аренде у местных жителей, прибрежные земли. Абхазских предпринимателей целенаправленно вытесняют из туристического, топливного, строительного, банковского и транспортного бизнесов, создавая для них неконкурентоспособную среду.

Для этого Аслан Бжания пошел по пути создания надстройки над законодательством Абхазии. В парламент из администрации президента и правительства поступают теперь не проекты законов, а международные соглашения, которые ограничивают применение национального законодательства, так как имеют приоритетную юридическую силу. По этим международным соглашениям льготы и эксклюзивные права на доступ к национальным ресурсам предоставляются иностранцам, в оборот вводится даже земля, которая по национальному законодательству принадлежит народу Абхазии и не является предметом купли-продажи.

Но чем ближе выборы, тем на более решительные шаги готов идти наш президент, чтобы получить шанс на еще один срок

Соглашения разрабатываются юристами российских коммерческих групп и отправляются Аслану Бжания для лоббирования. В них закладываются выгодные для иностранного бизнеса и невыгодные для нашей страны нормы. Затем соглашения поступают в парламент на согласование и ратификацию. И здесь у президента начинаются проблемы, потому как из 35 депутатов всегда найдутся те, для кого интересы страны находятся в приоритете.

Но чем ближе выборы, тем на более решительные шаги готов идти наш президент, чтобы получить шанс на еще один срок. Подлог, нарушение законов и Конституции, ложь и обман.

Свое негативное отношение к президентским проектам, поступающим в парламент, общественность высказывает уже более двух лет. Так был отклонен проект соглашения по апартаментам, затем такой же, но под другим «соусом». Чтобы легализовать нынешний проект соглашения для «инвесторов», руководство страны пошло на подлог документов. Министр Кристина Озган в нарушение законов подписала проект соглашения, не имея согласия парламента, в то время как шло его обсуждение. Теперь парламент стоит перед сложной дилеммой – депутаты должны либо ратифицировать его, либо попасть в «антироссийский» список Козака-Бжания. Напомню, что Аслан Бжания взял на себя обязательство предоставлять в администрацию президента России имена депутатов и общественных деятелей Абхазии на лишение российского гражданства. Запугав одних и задобрив других, Аслан Бжания рассчитывает протащить ратификацию данного соглашения в ближайшем будущем.

Конечно, разрисованный памятник не нравится никому. Такая неудачная и неэстетичная инсталляция. Но после того, как к парламенту подгонят бронетехнику и спецназ, чтобы депутаты не боялись ратифицировать соглашение, подписанное Кристиной Озган в Москве, все наши деликатные чувства не будут иметь никакого значения: «снявши голову, по волосам не плачут».

Изида Чаниа, «Нужная газета»

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG