Дональд Трамп или Камала Харрис – кто предпочтительнее для России? Действительно ли появление Камалы Харрис смешало карты Кремля и насколько удобным будет для Владимира Путина возможное второе пришествие Дональда Трампа?
Россия опасается сюрпризов на выборах в США: появление в политическом уравнении Камалы Харрис перевернуло гонку, которую Кремль и его сторонники рассматривали как «окно возможностей» для урегулирования конфликта в Украине на условиях России. Как пишет издание The Washington Post со ссылкой на старшего научного сотрудника центра изучения России и Евразии Фонда Карнеги Татьяну Становую, Харрис представляет собой явление, которое в Москве называют терминами «либеральный терроризм» и «либеральная диктатура», и что с такими людьми «будет очень трудно прекратить конфликт».
«Если Камала Харрис победит на выборах, это будет огромным разочарованием для Кремля… Не потому что они ожидают каких-то конкретных антироссийских шагов, а потому что характер американской политики станет, с их точки зрения, иррациональным, непрагматичным и саморазрушительным», – говорит Становая.
В уверениях Трампа, что он может закончить конфликт в Украине за один день, Россия видела его готовность заставить Киев сдать территории.
Байден же, хотя и направил беспрецедентную военную и финансовую помощь Украине, многими российскими внешнеполитическими деятелями оценивался как выходец из эпохи холодной войны, когда Россию боялись как сверхдержаву-соперника. В Кремле считают Байдена предсказуемым актором, который не рискнет пойти на эскалацию прямых военных действий с Россией и который понимает, что Россия обладает большим ядерным арсеналом. При Байдене было хотя бы понимание красных линий, пишет The Washington Post.
На Харрис, в значительной степени неизвестную российским политическим элитам, смотрят с тревогой.
По мнению аналитиков, на которых ссылается американская пресса, предстоящий уход Байдена стал вторым неприятным сюрпризом для России в западной политике за последнее время – после неожиданного поражения на парламентских выборах во Франции ультраправой партии «Национальное объединение», которую Москва поддерживает в качестве политического союзника.
В Кремле опасаются, что кандидатура Харрис является признаком того, что либеральный истеблишмент США хочет так организовать выборы, чтобы по примеру Франции блокировать правые изоляционистские силы. Учитывая контроль Кремля над выборами в России, некоторым россиянам трудно поверить, что выборы могут быть честными и по-настоящему непредсказуемыми, или понять концепцию создания коалиций в парламентских политических системах.
И хотя Кремль воздерживается от сколько-нибудь внятных комментариев по поводу ухода Байдена, российская пропаганда явно нацелилась на Харрис.
Трамп же последовательно выступает за более изоляционистскую политику. Он уже заявил, что рассматривает возможность ослабления санкций против России, а также неоднократно высказывался о прекращении конфликта в Украине, не уточняя при этом способа решения. Однако последний комментарий Трампа относительно его недавнего телефонного разговора с президентом Украины Владимиром Зеленским косвенно подтверждает надежды Кремля.
«Президент Украины Зеленский позвонил мне, и мы поговорили, и я сказал, что мы должны положить конец этой войне, потому что российская армия – это военная машина. Они ведут войны и побеждают в них. Они победили Гитлера и Наполеона. Я сказал, что у русских миллионы солдат и тысячи танков, и эта война не должна была произойти, и Байден несет за это ответственность», – заявил Трамп.
Надежды Кремля на перемены могут быть также связаны и с сенатором Джей Ди Вэнсом, кандидатом в вице-президенты. Вэнс неоднократно поддерживал эту линию. Так, он отказался назвать Путина «экзистенциальной угрозой для Европы» на Мюнхенской конференции по безопасности в нынешнем году, а в Конгрессе последовательно выступал против помощи Украине.
«Это будет небесполезно для большей части американской аудитории знать, что много славных страниц в истории России. Мало кто в США, мы имеем в виду простых американцев, а может быть, и представителей политического истеблишмента, знают настолько глубоко историю, чтобы владеть информацией о войне 1812 года, о Великой Отечественной войне. Они этого не знают и не помнят, потому что их этому никто не учил. Так что им это полезно, может быть, кому-то после этого будет интересно», – заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Впрочем, не все эксперты согласны с тем, что вероятное возвращение Трампа в Белый дом будет выигрышным для Кремля. Так, возглавлявший Госдепартамент США в администрации Трампа Майк Помпео считает, что никаких доказательств утверждениям, что капитуляция Украины станет частью политики республиканца, нет. И напротив, есть много доказательств обратного. В статье для The Wall Street Journal Помпео в соавторстве с известным американским политологом, управляющим директором BGR Group Дэвидом Урбаном, пишет:
«Именно Трамп в 2017 году отменил эмбарго администрации Обамы на поставки оружия в Украину, предоставив ей ракеты Javelin, которые помогли спасти Киев в первые дни конфликта. Совсем недавно Трамп предоставил политическое прикрытие спикеру Палаты представителей Майку Джонсону, когда тот маневрировал, чтобы принять дополнительную военную помощь. Слабость администрации Байдена привела к тому, что Украина оказалась там, где она находится сегодня: два года полномасштабного конфликта, разрушенные города, сотни тысяч убитых, миллионы беженцев, и без возможности победить. У Белого дома нет стратегии победы, и американцы справедливо обеспокоены. Если Байден ввязался в конфликт из-за слабости, то Трамп может восстановить мир благодаря силе».
При этом, по мнению Помпео, успешный мирный план по Украине может заключать в себе высвобождение энергетического потенциала США, что подстегнет американскую экономику, снизит цены на энергоносители и сократит бюджет Путина на военные действия. Еще один шаг – восстановление связей с Саудовской Аравией и Израилем для противодействия Ирану. Это, считает бывший госсекретарь, стабилизирует ситуацию на Ближнем Востоке, облегчит кризис в Газе и даст возможность саудовцам присоединиться к США в вытеснении России с мировых энергетических рынков.
Бывший соратник Трампа также утверждает: санкции администрации Байдена хорошо звучат на бумаге, но на деле не работают. К примеру, Казначейство освобождает российские банки от американских санкций, если их операции связаны с производством энергии – важнейшим источником доходов для военной машины Кремля.
Что нужно сделать, считает Помпео, так это усилить оборонную промышленность Америки и оживить НАТО. В том числе заставить европейцев «платить свою справедливую долю», подняв планку расходов до 3% от ВВП, а также создать программу «ленд-лиза» на 500 миллиардов долларов для Украины.
«Вместо того, чтобы нагружать американских налогоплательщиков новыми счетами, позвольте Украине взять в долг столько, сколько ей нужно, чтобы купить американское оружие для победы над Россией. Именно так мы помогали Великобритании во Второй мировой войне до Перл-Харбора. Так мы можем послать четкий сигнал Путину, что он никогда не победит… Снять все ограничения на типы оружия, которое может получить и использовать Украина. Это восстановит позицию силы, и Путин осознает, что конфликт должен закончиться. Он столкнется с растущими расходами и отсутствием шансов на преимущество в будущем», – пишут Помпео и Урбан.
Подобные шаги, по мнению экспертов, позволят Трампу определить условия сделки, при которой параллельно прекращению огня Украина создаст значительные силы обороны, гарантирующие то, что Россия больше никогда не сможет рассчитывать на военный успех. Кроме того, США будут способствовать тому, что мировое сообщество не признает присоединение Россией любых украинских территорий. Крым станет демилитаризованной зоной. Украина же будет восстанавливаться за счет репараций из замороженных резервов Центрального банка России, а не за счет долларов американских налогоплательщиков.
Более того, согласно плану Трампа в интерпретации Помпео и Урбана, Украина как можно скорее должна будет вступить в НАТО, чтобы все европейские союзники взяли на себя бремя ее защиты. А сам Североатлантический альянс должен будет создать фонд в размере 100 миллиардов долларов для вооружения Украины, причем доля США не должна превышать 20%. Евросоюз также должен быстро принять Украину в свой состав и помочь ей модернизировать и развивать свою экономику.
И если Россия выполнит условия сделки, Запад постепенно снимет с нее санкции. Полностью они будут сняты только после того, как Украина станет членом НАТО и ЕС.
В Москве уже отреагировали на видение Майка Помпео. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков дал понять, что в Кремле не питают надежд на то, что при Трампе отношения между Москвой и Вашингтоном резко улучшатся.
«Конечно, мы видели эту статью и отметили другие заявления. Мы никогда не носили и не носим розовые очки, и по сути, один из кандидатов в президенты США является представителем политической элиты США, которая сейчас страдает от тотальной русофобии. Когда он был президентом, при Трампе американцы начали эту гонку санкций, при Трампе было введено огромное количество санкций против нашей страны, и в этом плане он для нас мало чем отличается от всех остальных. Может быть, он проявляет чуть больше политической мудрости в плане поддержания каналов диалога, но де-факто это ни на что особенно не влияет, и мы должны это осознавать», – заявил Песков.
Тем не менее, по мнению бывшего госсекретаря США, именно эти шаги гарантировано положат конец конфликту, установят прочный мир, обеспечат, чтобы Европа несла бремя его поддержания, и восстановят свободу и безопасность на континенте.
Для тех, кто сомневается в подобных намерениях Трампа, Помпео и Урбан подготовили еще один аргумент: последнее, чего хочет Трамп во второй срок – это провал внешней политики, который отвлечет его внимание от внутренней повестки, и по сравнению с которым крайне неудачный вывод Байденом войск из Афганистана будет выглядеть успехом.
Форум