В Алматы (Алма-Ате) протестующие начали возводить баррикады, сообщает корреспондент "Медиазоны". По его словам, митингующие ведут себя агрессивно, они не дают журналистам снимать.
Репортер издания сообщает, что полицейских в городе не видно "даже на окраинах". Корреспондент российского госагентства "РИА Новости" сообщил, что видел протестующих, отобравших у полицейских оружие и щиты.
В городе горит бизнес-центр, в котором находится офис правящей партии "Нур Отан" (Свет Отечества), ранее он был разгромлен. Пожар никто не тушит.
Интернет в Казахстане заблокирован
Наглядное подтверждение этого публикует британская компания NetBlocks, которая занимается мониторингом интернет-коммуникаций в мире.
В Алматы разгромили корпункты нескольких телеканалов
В Алматы на площади Революции протестующие захватили здание телеканала "Мир24" и потребовали выхода в прямой эфир, сообщает "Медиазона" со ссылкой на телеграм-канал Orda.kz.
"Sputnik Казахстан" передает, что их корреспондент тоже находился в захваченном здании.
Orda.kz добавляет, что телеканалы НТК и "Первый канал Евразия" остановили вещание.
Политолог Аркадий Дубнов обращает внимание, что нынешние протесты вспыхнули на западе страны (первый митинг состоялся 2 января в Жанаозене), в регионе, где добывают нефть, но где от ее продажи "мало что получают":
– В Казахстане все случилось неожиданно. Власть слишком небрежно отнеслась к экономическим и социальным требованиям в первые два дня протестов, после резкого и взрывного роста цен на сжиженное топливо на западе Казахстана. Реакция в виде обещания снизить цены последовала 4 января, но на тот момент уже фактически появился триггер, перешедший из экономической проблемы в политическую. К этому времени распространившийся по всей стране бикфордов шнур поджег протестные настроения в регионах. Второе – это абсолютный дисбаланс, я бы даже сказал больше, некая определенная шизофрения во властной элите Казахстана, когда неизвестно, кто правит страной и принимает решения. То ли это первый президент Казахстана и его администрация, то ли это нынешний президент Касым-Жомарт Токаев. Это драма, драма Казахстана, драма того типа транзита власти, который был предпринят Назарбаевым и большей частью постсоветских элит в других странах. Мы видим сегодня драму этого не демократического транзита: отсутствуют демократические институции в виде реально действующего парламента, который должен был бы аккумулировать дебаты, обсуждения, дискуссии, в результате которых принимаются серьезные экономические и политические, важные для страны решения. Эти дебаты и дискуссии переместились на площади, которые сегодня угрожают реальным бунтом, переворотом и бесчинствами. Вот в этом проблема отсутствия демократического транзита власти там, где должны быть честные и свободные выборы президента. Вообще сценарий происходящих в Казахстане событий – это слепок с того, что вполне может произойти в России. Потому что здесь также нет площадок для дискуссий, здесь также нет возможности дебатировать относительно насущных проблем, и все вытеснено на улицы, как мы уже это не раз видели. Так что мы уже понимаем, хотя и раньше понимали приблизительный сценарий того, как это может быть в России. Мы даже видели это уже в Хабаровске и на севере России.
– Власти Казахстана начали подавлять протесты, но есть ли шанс, что те политические требования, которые звучат, о смене власти, проведении выборов, новой Конституции действительно, могут реализоваться?
– Я думаю, что в ближайшей краткосрочной перспективе, к сожалению, так или иначе протесты будут подавлены, потому что легко представить вышедших на улицы людей как кучку провокаторов, хулиганов, бандитов, мародеров, поджигателей и так далее. Ведь у протестующих нет политических лидеров, которые бы артикулировали их требования. К сожалению, это стихийный протест, и его пока не удалось оседлать ни одной видимой нам политической силе. В этом большое удовольствие для власти, потому что она может представить протестующих как деструктивную силу, способную породить хаос в стране. И если власть воспользуется такой расстановкой сил, то ей удастся одержать победу. Она может быть временной, эта победа, и она обернется поражением в следующий раз, когда подлетит еще один "черный лебедь". Поэтому сегодня власти нужно провозглашать курс на реальные демократические перемены в политике и экономические реформы. Вероятнее всего, Токаев сосредоточит власть в своих руках, он уже и сейчас начал это делать, ночью из Комитета нацбезопасности он уволил первого заместителя главы КНБ Самата Абиша, это племянник Назарбаева, его сильная рука и один из возможных претендентов на власть.