На улице Бочорма №12, на территории магазина «Battleground», где 7 апреля произошел взрыв и погибли три человека, следственные мероприятия завершены.
Эксперты выясняют, что именно взорвалось на стрельбище, которое ежедневно посещало большое количество людей, в том числе сотрудники правоохранительных органов – там отдыхали, проходили курс обучения и тренировку множество людей.
Что говорит следственный орган?
По официальному заявлению МВД, расследование ведется по части третьей статьи 240 УК. Речь идет «о нарушении правил безопасности на объекте электрической или тепловой энергетики, связанном с газом, нефтью или нефтепродуктами, которое повлекло за собой гибель двух и более человек».
Такое заявление ведомство сделало 7 апреля сразу после взрыва. С тех пор к расследованию этого инцидента на улице Бочорма ничего не прибавилось.
В пресс-службе агентства сообщили грузинской службе Радио Свобода лишь то, что процесс расследования продолжается и назначено множество экспертиз.
Что говорят в «Battleground»?
В «Battleground» ничего не рассказывают о произошедшем. Их страница в Facebook в последний раз обновлялась 4 апреля, и пользователи информировались о том, что в «Battleground» они найдут обновленную коллекцию винтовок от «Daniel Defence».
Администрация «Battleground» на телефонные звонки тоже не отвечает.
Что такое «Battleground» и кому он принадлежит?
Владельцем многофункционального центра «Battleground» является ООО «Global Defense Group». Компания была основана в 2013 году.
«Battleground» объединяет 25-метровый тир международного образца, магазин специальной одежды и аксессуаров, а также магазин оружия.
Стрельбище предлагает клиентам 3-х и 6-дневные курсы обучения стрельбе и участие в стрелковых турнирах.
Согласно документации реестра предприятий, единственным владельцем 100% акций ООО «Global Defense Group» является Якоб Беридзе. Согласно последней документации от 11 марта 2024 года, он также является директором компании.
Кто погиб при взрыве?
7 апреля в результате взрыва на территории «Поля боя» погиб 24-летний Рати Саганелидзе. Он был сотрудником «Gulf Georgia», работал менеджером по логистике и часто ходил на стрельбище вместе с женой.
7 апреля на стрельбище он пришел вместе с друзьями. Жертвой взрыва вместе с Рати Саганелидзе стал его сотрудник, 39-летний Леван Джейранашвили, отец троих детей.
Близкий семье человек и друзья, которые собирались в «Battleground» вместе с Рати Саганелидзе и Леваном Джейранашвили, задержались в дорожной пробке и так избежали участи жертв взрыва.
Среди погибших и Юрий Ломидзе. Он работал на стрельбище инструктором и охранником.
Проживающий в Страсбурге грузинский генерал Гоги Тавтухашвили утверждает, что полковник Юрий Ломидзе был участником августовской войны 2008 года. По его словам, Юрий Ломидзе в 2007 году участвовал в так называемой в Кодорской спецоперации.
Когда и почему была проведена Кодорская спецоперация?
Согласно подготовленному Советом безопасности Грузии англоязычному документу, в котором содержится информация о гибридной войне, которую Россия вела на территории Грузии в 2004–2007 годах, включая теракты и спецоперации ГРУ России, так называемая Кодорская спецоперация была проведена 20 сентября 2007 года.
Согласно этому документу, Управление специальных задач МВД Грузии обезвредило в Кодорском ущелье группу из 10 человек. Они планировали взорвать новую дорогу, соединяющую сёла Кодори с остальной Грузией.
По тому же документу, во время вооруженного столкновения грузинская сторона ликвидировала командира группы и его заместителя, подполковника ВС РФ Игоря Музаваткина, служившего в подразделении охраны, которое базировалось в Абхазии, оккупированной территории Грузии, и Артура Зорина, майора Вооружённых сил России, члена так называемой миротворческой миссии.
Семеро из группы, которые назвались военнослужащими дивизии пограничных войск, были задержаны грузинской стороной, однако позднее в качестве жеста доброй воли переданы так называемому правительству оккупированной Абхазии.
«Странная» смерть участников Кодорской спецоперации
По информации, распространенной в СМИ, с 2007 года Россия требует от властей Грузии передачи списка лиц, участвовавших в Кодорской спецоперации.
О странных обстоятельствах смерти участников Кодорской спецоперации некоторые члены их семей говорят открыто и связывают их гибель именно с ней и охотой, объявленной на них в главном управлении Генерального штаба ВС РФ (ГРУ).
За последние 14 лет восемь участников Кодорской спецоперации погибли при чрезвычайных обстоятельствах. Смерть последнего из них, Юрия Ломидзе, наступила в результате взрыва, произошедшего на стрельбище в Тбилиси 7 апреля.
Генерал Гоги Татухашвили, чей сын Шалва Татухашвили был участником Кодорской спецоперации и скончался дома 23 марта 2014 года в возрасте 33 лет, уверен, что как его сын, так и другие участники Кодорской спецоперации, в том числе Юрий Ломидзе, были убиты по приказу ГРУ.
Генерал Гоги Татухашвили уже много лет живет в Страсбурге. Он говорит, что после смены власти ему посоветовали покинуть страну вместе с сыном, однако Шалва не захотел покидать Грузию.
За 10 дней до взрыва на стрельбище, 29 марта, Гоги Татухашвили и его адвокат Шота Тутберидзе обратились в Генеральную прокуратуру и потребовали отменить решение о прекращении расследования по делу Шалвы Татухашвили, возобновить расследование и признать Гоги Татухашвили правопреемником потерпевшего.
В разговоре с Радио Свобода Шота Тутберидзе заявил, что отчет независимой судебно-медицинской экспертизы, полученный им недавно, показывает, что причиной смерти Шалвы Татухашвили стала не алкогольная интоксикация, а одновременный прием некоторых лекарств вместе с алкоголем:
«Экспертиза заключила, что майор Татухашвили получил несколько препаратов, которые обычно используются во время допроса – так называемые эликсиры истины для получения желаемой информации. У него также отмечались полученные при жизни травмы, нанесенные твердым тупым предметом и совпавшие с визитом Татухашвили в прокуратуру для дачи показаний.
10 лет назад Бюро судебно-медицинской экспертизы имени Самхараули пыталось назвать причиной смерти Татухашвили большую долю алкоголя, которая была обнаружена у него в крови. Однако, по показаниям свидетелей, Татухашвили выпил всего две рюмки алкоголя. По данным же независимой экспертизы, вероятной причиной смерти является эффект так называемого эликсира правды, мощного препарата, действие которого было усилено принятыми Татухашвили двумя стаканами алкоголя».
Шалва Татухашвили 24 февраля 2014 года был вызван в прокуратуру на допрос в качестве свидетеля по делу о так называемой Навтлугской спецоперации, проведенной органами 12 января 2006 года.
Однако его отец, Гоги Татухашвили, уверен, что причиной вызова сына в прокуратуру стало его участие в Кодорской спецоперации:
«Он вышел с допроса в четыре часа утра. По словам моих детей и его друзей, которые его там ожидали, он был не похож на себя, находился в оцепенении, явно под воздействием препаратов».
Согласно официальной информации, 24 февраля, после дачи показаний, Шалва Татухашвили потребовал включить его в программу защиты свидетелей, на основании которой ему выделили охрану и доставили на конспиративную квартиру. Однако, по данным Главной прокуратуры, в этой квартире он провел всего одну ночь. На следующий день, 25 февраля, он сбежал от охранников.
Однако у отца Шалвы Татухашвили совершенно иная версия исчезновения сына почти на 20 дней:
«Его похитили, заперли и одурманили. В ночь на 18 марта они дали о нем знать, заявив, что арестовали в нетрезвом виде, в Лило, где он будто бы беспокоил людей в баре, владелец которого и вызвал правоохранительные органы. Вечером 18 марта его отпустили домой. Однако ему приходилось периодически ездить в ведомство и отмечаться.
23 марта вечером он зашел к сестре, там поел. Потом пришел домой и попросил у родственников видеокамеру хорошего качества, сказал, что хочет записать видеообращение для своего отца на случай, если с ним что-то произойдет. Потом он уснул и во сне умер», — сказал Гоги Татухашвили, добавив, что Юрий Ломидзе, погибший на стрельбище 7 апреля, тоже стал жертвой ГРУ, как и другие участники Кодорской спецоперации.
Почему молчит следствие?
Теона Акубардия, независимый депутат парламента, была частым гостем «Battleground». «Для меня, с одной стороны, это очень хороший способ расслабиться, с другой стороны, там я учусь обращаться с огнестрельным оружием. Это был лучший тир в Тбилиси», – рассказывает Теона Акубардия, по словам которой тир, помимо обычных граждан, часто посещали и сотрудники правоохранительных органов.
У Теоны Акубардия теперь много вопросов. Первый – почему молчит следствие? Второй вопрос касается гибели на стрельбище человека, участвовавшего в спецоперации в Кодори:
«Я не буду вдаваться в теории заговора, но это факт, мы точно знаем, что целью российских спецслужб являются наши военные, которые нанесли им серьезный ущерб. Периодически публикуются также списки особых врагов России. В один из последних списков попал и депутат парламента Алеко Элисашвили.
Также, если мы вспомним участников августовской войны, уничтоженных оккупационным режимом, то в их числе и Арчил Татунашвили. Недавно было совершено убийство в селе Кирбали недалеко от линии оккупации... Это широко распространенная практика в России. Но для того и существует у нас Служба государственной безопасности, чтобы отвечать на эти вопросы, а не брать под прицел частную жизнь оппонентов», — говорит Теона Акубардия.
«Дым, который мы видели, не был результатом взрыва газа»
Вице-полковник Вано Надирадзе, руководитель грузинской группы Сил специальных операций Украины, кадры взрыва на стрельбище и дым от него увидел в соцсети.
В беседе с Радио Свобода он сказал, что дым, образовавшийся после взрыва, не был похож на дым от взрыва природного газа: «Я не преподаватель музыки, одна из моих специальностей связана со взрывчатыми веществами. Выхлоп, черное облако, которое там образовалось, характерно для взрывчатых веществ, в том числе тротила. При взрыве газа образуется белый дым, к тому же газ не может вызвать такую детонацию».
Вано Надирадзе говорит, что и пули не могли стать причиной такого взрыва:
«Пули так не взрываются. Артиллерийские снаряды не могли храниться на стрельбище. В основном там могли храниться боеприпасы для винтовок и пистолетов. Я не знаю, сколько у них должно было быть боеприпасов, чтобы вызвать такой взрыв. Тогда получается, что они хранили там тротил, что незаконно. Эти объекты проходят проверку, и там никто не стал бы хранить такую взрывчатку».
По информации, которой владеет Вано Надирадзе, взрыв в «Battleground» произошел после того, как Юрий Ломидзе включил свет на территории стрельбища:
«Одна из версий взрыва – скопление природного газа. Если бы это было так, в этом замкнутом пространстве стоял бы такой запах, что Юрий Ломидзе, человек с таким опытом, действительно не включил бы там свет, никто в это не поверит».
Вано Надирадзе не исключает, что следы взрыва в Тбилиси ведут к спецоперации в Кодори.
«Несколько участников этой спецоперации сегодня находятся в Украине. Конечно, я не буду их называть, и хорошо, что они здесь. Юрий Ломидзе не был рядовым человеком. Я не знаю, почему следствие молчит. Это не тот случай, который нужно скрывать, и правительство должно это знать. Мы не знаем, сколько агентов, сколько представителей ГРУ въезжает [в Грузию] с притоком российских граждан», – говорит Вано Надирадзе.
В результате взрыва, произошедшего 7 апреля, пострадали еще три человека, двое из них сотрудники МВД и один – сотрудник «Battleground». Они все еще находятся в клинике.