В Грузии отметили Международный день толерантности

ТБИЛИСИ -- По инициативе офиса народного защитника Грузии в международный день толерантности людям и организациям, вносящим свой вклад в развитие терпимости и понимания в стране, будут присуждать титул «Проповедник толерантности».

Во время сегодняшней церемонии награждения народный защитник Гиоргий Тугуши говорил о достижениях в области защиты прав меньшинств и существующих проблемах. Эксперты отмечают, что этнические, религиозные и сексуальные меньшинства в Грузии до сих пор сталкиваются с различного рода препятствиями и правовыми нарушениями.

При офисе народного защитника Грузии действует центр по вопросам толерантности. Он объединяет в себя два совета - по вопросам этнических и религиозных меньшинств.

По словам главы центра Беки Миндиашвили, за последние годы на правительственном уровне было сделано многое для решения проблем этнических меньшинств. Самым главным шагом он называет принятие парламентом рамочной конвенции по защите прав этнических меньшинств, а также разработка плана действий по их интеграции в грузинское общество.

Однако, Миндиашвили отмечает, что, несмотря на эти важные достижения, положение этнических меньшинств в Грузии остается неблагоприятным.

“Представители этнических меньшинств по-прежнему не могут устроиться на работу в государственные учреждения, сделать там карьеру. Вот об этих проблемах и идет речь,” говорит Бека Миндиашвили.

По его словам, эта проблема в первую очередь связана с незнанием грузинского языка, что явно проявляется в двух регионах Грузии – Квемо Картли и Самцхе-Джавахети.

Про эту же проблему говорит и Агит Мирзоев, исполняющий директор неправительственной организации «Многонациональная Грузия».

“В этих регионах закон нарушается каждый день, потому что они все заседания там проводят на армянском и азербайджанском языках, а по закону должны это делать на грузинском. Получается, что с одной стороны правительство закрывает глаза на нарушения закона, но с другой - до сих пор не существует эффективной и реальной программы, которая бы помогла выучить государственный язык,” говорит Агит Мирзоев.

Мирзоев добавляет, что из-за плохого знания грузинского языка “этнические меньшинства не участвуют в управлении государством и принятии решений как на региональном уровне, так и в центре.”

В результате, говорит Агит Мирзоев, происходит маргинализация этнических меньшинств, что по его мнению не может быть в интересах ни правительства, ни страны в целом.

В Грузии на конституционном уровне гарантируется равенство в правах всех граждан вне зависимости от их этнической принадлежности, пола или религии. Однако, представители офиса народного защитника Грузии констатируют, что эта статья конституции до сих пор нарушается. Особо сложным остается положение в сфере свобод релиозных исповеданий, считает эксперт в вопросах религий Нугзар Папуашвили.

“Главная причина этого все таки в православном национализме, который по прежнему присутствует в значительной части грузинского общества, особенно среди тех, кто наиболее политизирован. Этот дух идет со стороны так называемой интеллигенции, которая будит эти чувства во всех остальных людях. Они считают, что принадлежность к грузинской нации и православие – это одно и то же, что само по себе приводит к маргинализации всех остальных религий,” говорит Папуашвили.

Несмотря на эту проблему, международные организации отмечают позитивные изменения в сфере религиозных свобод в Грузии. В первую очередь они отмечают уменьшение фактов избиения на почве религиозной неприязни, а также появившуюся возможность официальной регистрации для религиозных организаций.

Сложным остается положение и с точки зрения защиты прав сексуальных меньшинств, отмечают правозащитники. Паата Сабелашвили, глава фонда "Инклюзив", уже несколько лет занимается защитой прав сексуальных меньшинств в Грузии. По его словам, нетрадиционная сексуальная ориентация становится проблемой, только когда конкретный человек заявляет о ней публично. После этого, как правило, начинаются угрозы, шантаж и даже побои, и жертвам всего этого нечего противопоставить в ответ, говорит Сабелашвили.

“Из-за того, что закон не обязывает разбираться в мотивах совершения преступления, в том почему наносятся словесные или физические оскорбления, за мотивы никто ответственность не несет. Поэтому нашим подопечным очень трудно требовать ответственность через суд,” говорит Паата Сабелашвили.

Один из лидеров Республиканской партии Леван Бердзенишвили, считает, что в 21-м веке сами разговоры о необходимости воспитания толерантности являются показателем отсталости в развитии грузинского общества.

“То, чем у нас так хвастаются -- эта самая толерантность – средневековый термин. Смысл не в том, чтобы быть толерантным в отношении гражданина, у него должны быть равные и те же самые права, что и у остальных. Понятие на уровне «Я согласен тебя терпеть» -- не может быть ответом в 21-м веке,” говорит Бердзенишвили.