Археология и политика

Последние серьёзные археологические работы проводились в Южной Осетии в 1990 году

ПРАГА---Последние серьёзные археологические работы проводились в Южной Осетии в 1990 году. Но территория этой самопровозглашённой республики по-прежнему интересует не только российских и осетинских учёных. По словам авторитетных археологов, раскопки в Южной Осетии могут ответить на многие вопросы мировой истории, имеющих отношение к периоду заселения людей Евразии, то есть к истории человечества за миллион лет до нашей эры.

Сегодня к Южной Осетии проявляют интерес преимущественно политики и военные. Для ученых пока работа здесь сложна и даже небезопасна, но это не означает, что они потеряли к ней интерес.

Археологи не могут потерять интереса к территории Южной Осетии только исходя из того, что возможные раскопки там могут дать результаты мирового значения, считает осетинский археолог Назим Гаджирати.

“Существует масса гипотез того, как заселялась Евразия. И если мы с вами нырнем на пару-тройку миллионов лет назад, то мы увидим зарождение человеческих цивилизаций в Африке. А самая древняя вне Африки- это как раз недалеко от границ Южной Осетии. Это поселение людей возрастом 1,8 миллиона лет в Дманиси. А следующие наиболее древние памятники уже расположены на территории Южной Осетии- это пещеры Кударо и Цон, где на протяжении последних пятидесяти лет, с перерывом на события известного свойства, когда археологические исследования не проводились, а проводились военные действия, изучались археологические слои эпох возраста под 500, 000 лет, 1 миллион лет,” рассказывает археолог.

Археологические изыскания на территории Южной Осетии не ведутся с 1990 года. Помешала война. Из самопровозглашенной республики вывезли экспонаты коллекции из Тлийского могильника, относящегося к Кобанской культуре. Об этом напомнил Назим Гаджирати:

“Неслучайно жителей Южной Осетии называют кударцами, это от названия Кударского ущелья. А ущелье берет свое название от местности и народа-скуды. Часть скифов, жившие в Закавказье, называли себя скудами. Кударцы Южной Осетии унаследовали не только Кобанскую культуру с 14 века до н.э. до 4 века н.э. Это- классический скифо-кобанский мир. Жители Южной Осетии говорят на одном из диалектов того языка, на котором когда-то говорили скифы. Памятники Кобанской культуры можно увидеть в музее под Парижем, в Вене, в Эрмитаже. К сожалению, в Осетии их сложно увидеть, так как часть увезли в Тбилиси. Значительную часть коллекции удалось спасти. Тогда были вывезена великолепная коллекция Тлийского могильника, которая сейчас хранится во Владикавказе.”

За экспонаты Тлийского могильника шла борьба между учёными Москвы, Владикавказа и Тбилиси. Назим Гаджирати считает, что в основе этой борьбы лежали не научные, а политические факторы.

“Наличие такой археологической культуры, о которой я говорил, предполагает носителей этой культуры, которые сохраняют свои традиции на протяжении тысячелетий. В том случае если результаты материальной и культурной деятельности этих народов будут выставлены, будет сложно говорить, что это дикие племена, которые пришли как гости на эту территорию. В Грузии великолепная и старая школа археологии, но мы сейчас говорим не об археологии, а о политике. К сожалению, политика растворяет то, что не могут растворить тысячелетия,” говорит Гаджирати.

Археолог Назим Гаджирати надеется на более благоприятные для науки времена в регионе.

“Когда-нибудь, когда наступят нормальные культурные времена, в Тбилиси будут выставки и Кобанской культуры и археологические выставки с территории Осетии и все это будет восприниматься нормально. Но боюсь, что это будет очень не скоро,” говорит осетинский археолог Назим Гаджирати.