ПРАГА -- Сегодня в Грузии отмечается годовщина интронизации Католикоса-Патриарха всея Грузии Ильи II. В Кафедральном храме Пресвятой Троицы состоялось богослужение, посвященное этому событию.
В связи с этим днем, в Грузии находятся представители высшего православного духовенства со всего мира, в том числе и митрополит Минский и Слуцкой Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси.
«Сегодня в Собор пришло очень много людей поздравить Патриарха. Пришел и президент Саакашвили. Это вызвало у людей недовольство. Народ считает, что приход президента – фарисейство и игра, неискренность,“ сказал присутствовавший сегодня на торжественном богослужении житель Тбилиси Мамука Меладзе. Праздничные мероприятия в честь 32-летия интронизации грузинского патриарха проходят на фоне не совсем характерного для Грузии раскола между властью и церковью.
Православная церковь в Грузии исторически имеет большое влияние на настроения как народа, так и правительства. Мнение патриарха Ильи Второго всегда учитывалось первыми лицами государства и часто оказывалось решающим. К нему прислушивались предыдущие грузинские лидеры Звиад Гамсахурдия и Эдуард Шеварднадзе. Причем власть не скрывала своей клерикальности, скорее поддерживала ее. Близость к Патриарху была «признаком хорошего тона» и свидетельством истинного патриотизма.
Новая политическая элита сейчас с опаской относится к высокому рейтингу грузинского патриарха. Илью Второго уже обвиняли в неприятии прозападной ориентации Грузии, а также в излишне тесных отношениях с Русской православной церковью и некоторыми влиятельными политическими силами в России.
В свою очередь, грузинская патриархия держится несколько в стороне от либеральных ценностей, возведенных в ранг политической идеологии Грузии, но не совпадающих с традиционными устоями православия.
Внутренняя политика команды Саакашвили, события августа 2008 года, окончательный разрыв отношений с Москвой заставил всегда осторожного в высказываниях Патриарха в октябре в одной из проповедей в аллегорической форме высказать свое отношение к действиям грузинского президента.
"Когда корабль плывет по морю, капитан должен знать, где скалы, чтобы не врезаться в них,» сказал Патриарх.
С этого момента появились оскорбительные ролики на Патриарха в интернете, требования неких инициативных групп провести расследование о «чекистском» прошлом Ильи Второго.
Раскол действительно существует, считает теолог Леван Абашидзе.
«Власть все -таки боится церкви. Потому что у церкви большой авторитет, или считается , что есть большой авторитет. Власть боится , что это может быть использовано против нее в случае каких - то революций,” говорит Леван Абашидзе.
Абашидзе несколько критично относится и к факту массовой религиозности грузинского народа. «У всех в голове сидит эта цифра- 80 или 82 процента – православные. Если ты не будешь очень церковным, то есть опасность потерять популярность,» говорит он.
Хотя когда попадаешь в Тбилиси, эта цифра не кажется завышенной. Проезжая в общественном транспорте мимо многочисленных церквей в Тбилиси, можно наблюдать такую картину– все пассажиры независимимо от возраста и пола начинают усиленно креститься. По мнению грузинского теолога, это не столько истинная религиозность, сколько популизм.
Абашидзе уверен, что раскол между церковью и властью не может сегодня носить явные формы противостояния по причине тесной связи в грузинском сознании религиозности и патриотизма. А ставить под сомнение свой патриотизм властям в такой сложной политической ситуации невыгодно. Так же , как и невыгодно жертвовать электоратом, явно предпочитающему сегодня авторитет грузинской Патриархии.
В связи с этим днем, в Грузии находятся представители высшего православного духовенства со всего мира, в том числе и митрополит Минский и Слуцкой Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси.
«Сегодня в Собор пришло очень много людей поздравить Патриарха. Пришел и президент Саакашвили. Это вызвало у людей недовольство. Народ считает, что приход президента – фарисейство и игра, неискренность,“ сказал присутствовавший сегодня на торжественном богослужении житель Тбилиси Мамука Меладзе. Праздничные мероприятия в честь 32-летия интронизации грузинского патриарха проходят на фоне не совсем характерного для Грузии раскола между властью и церковью.
Православная церковь в Грузии исторически имеет большое влияние на настроения как народа, так и правительства. Мнение патриарха Ильи Второго всегда учитывалось первыми лицами государства и часто оказывалось решающим. К нему прислушивались предыдущие грузинские лидеры Звиад Гамсахурдия и Эдуард Шеварднадзе. Причем власть не скрывала своей клерикальности, скорее поддерживала ее. Близость к Патриарху была «признаком хорошего тона» и свидетельством истинного патриотизма.
Новая политическая элита сейчас с опаской относится к высокому рейтингу грузинского патриарха. Илью Второго уже обвиняли в неприятии прозападной ориентации Грузии, а также в излишне тесных отношениях с Русской православной церковью и некоторыми влиятельными политическими силами в России.
В свою очередь, грузинская патриархия держится несколько в стороне от либеральных ценностей, возведенных в ранг политической идеологии Грузии, но не совпадающих с традиционными устоями православия.
Внутренняя политика команды Саакашвили, события августа 2008 года, окончательный разрыв отношений с Москвой заставил всегда осторожного в высказываниях Патриарха в октябре в одной из проповедей в аллегорической форме высказать свое отношение к
Власть все -таки боится церкви. Потому что у церкви большой авторитет, или считается , что есть большой авторитет. Власть боится , что это может быть использовано против нее в случае каких - то революций
"Когда корабль плывет по морю, капитан должен знать, где скалы, чтобы не врезаться в них,» сказал Патриарх.
С этого момента появились оскорбительные ролики на Патриарха в интернете, требования неких инициативных групп провести расследование о «чекистском» прошлом Ильи Второго.
Раскол действительно существует, считает теолог Леван Абашидзе.
«Власть все -таки боится церкви. Потому что у церкви большой авторитет, или считается , что есть большой авторитет. Власть боится , что это может быть использовано против нее в случае каких - то революций,” говорит Леван Абашидзе.
Абашидзе несколько критично относится и к факту массовой религиозности грузинского народа. «У всех в голове сидит эта цифра- 80 или 82 процента – православные. Если ты не будешь очень церковным, то есть опасность потерять популярность,» говорит он.
Хотя когда попадаешь в Тбилиси, эта цифра не кажется завышенной. Проезжая в общественном транспорте мимо многочисленных церквей в Тбилиси, можно наблюдать такую картину– все пассажиры независимимо от возраста и пола начинают усиленно креститься. По мнению грузинского теолога, это не столько истинная религиозность, сколько популизм.
Абашидзе уверен, что раскол между церковью и властью не может сегодня носить явные формы противостояния по причине тесной связи в грузинском сознании религиозности и патриотизма. А ставить под сомнение свой патриотизм властям в такой сложной политической ситуации невыгодно. Так же , как и невыгодно жертвовать электоратом, явно предпочитающему сегодня авторитет грузинской Патриархии.