Станислав Лакоба: о политике кнута и пряника

Станислав Лакоба

ПРАГА -- Посол России в самопровозглашенной республике Абхазия Семен Григорьев заявил на недавней пресс-конференции о готовящемся праздновании 200-летия покровительства России над Абхазией. У нас на связи известный абхазский политический и общественный деятель Станислав Лакоба.

Дэмис Поландов: Вы достаточно известный историк. Скажите, было ли просоединение к Российской империи добровольным?

Станислав Лакоба: Этот исторический период очень противоречив. Необходимо учитывать такое важное обстоятельство, что на момент вступления Абхазии под покровительство России, как отмечается в документах 1810 года, шли войны. Россия вела войну с Турцией в 1806-1812 годах. В этот период шли также войны со Швецией и Ираном. Этот вопрос во многом затрагивает и проблему геополитическую. Сама по себе империя использовала различные методы- в том числе и покорения, умиротворения Кавказа. Конечно, эти процессы имели место и здесь. Можно говорить на сегодняшний день о том, что Абхазия в этот период вошла под покровительство Российской империи. Или, как еще говорят, можно таким термином говорить о присоединении, как о состоявшемся историческом факте.

Я бы не хотел демонизировать эту дату. И не хотел бы политизировать тот исторический процесс, который имел место 200 лет назад. А то, что сегодня мы связаны с Россией исторически, политически и культурно, в военном отношении и даже в языковом отношении, так как русский язык все же является языком межнационального общения в Абхазии. Было очень много негативного; и мухаджирского и Кавказская война, и обьявление абхазов виновным населением. Все это имело место. Была политика кнута, но была и политика пряника. Это прежде всего, культурный проект, который проводился с конца 19-го века. Это возрождение абхазского православия, христианства, появление священников, национальной интеллигенции. Конечно, когда говорят о добровольном, в данном случае это перехолест, потому что ни в одном источнике того периода не говорится о добровольном присоединении. Но присоединение, само по себе, было.

Поландов: Как воспримет современное абхазское общество такое празднование? Судя по блогерам как пощечину.

Лакоба: В блогах могут по-разному высказывать свое мнение. Я не склонен думать таким образом. Я думаю, что в Абхазии могут акцентировать внимание на тех позитивных моментах, которые имели место за весь этот период. Это не только 1810 год, мы говорим о том, что было на протяжении 200 лет. Было и много положительного. Нельзя однозначно говорить о том, что даже понятие империя несет лишь отрицательный оттенок. Есть и положительные составляющие этого политического устройства- это и стабильность, и возможность мирного развития, гуманитарные процессы. Все это имело место.