Принцев стало двое

Инаугурация Сергея Багапша 12 февраля

СУХУМИ---Доверив Сергею Шамба формировать правительство, президент Сергей Багапш фактически официально расширил круг претендентов в свои преемники на следующих президентских выборах. Теперь их двое – Александр Анкваб и Сергей Шамба.

В минувшую субботу, 13 февраля, то есть на следующий день после инаугурации, президент, придерживаясь букве закона, отправил в отставку кабинет Александра Анкваб, и доверил формирование нового правительства теперь уже бывшему министру иностранных дел Сергею Шамба. Если исходить из слов президента, сказанных вслед уходящему составу правительства, о том, что Александр Анкваб “так высоко поднял планку премьер-министра, что равняться на него будет не очень просто”, логика подсказывала, что в таком случае кресло главы кабинета министров предпочтительнее доверить не Сергею Шамба, не имеющему никакого управленческого опыта в качестве хозяйственника. А человеку, которого порекоммендует сам Александр Анкваб, дабы чувствовалась, так сказать, преемственность в «хороших начинаниях».

В этом контексте наиболее подходящей фигурой был бы первый вице-премьер Леонид Лакербая – верный соратник Александра Анкваб. Впрочем, наверняка бывшего премьера, а ныне вице-президента устроило бы даже доверие в формировании нового правительства любому из членов старого кабинета (но только не Сергею Шамба), так как в этом случае, новый глава правительства, априори, становился бы техническим премьером, а значит оставался бы в зоне влияния Александра Анкваб. Даже если этот технический премьер недолюбливал бы Анкваба, он все равно вынужден был бы считаться с ним. Ведь Александр Анкваб, при этом раскладе сил, учитывая последний срок президентства Багапша, наверняка выглядел бы в качестве его неофициального преемника на этом посту.

И в этой связи, вполне очевидно, почему глава внешнеполитического ведомства выпадает из списка тех, кто удобен Александру Анкваб. Сергей Шамба единственный (естественно помимо Анкваб) человек во власти имеющий серьезные амбиции занять президентское кресло в 2015 году. Премьер-министр Шамба это уже реальный конкурент вице-президенту Александру Анкваб на пути к президентскому креслу. Назначив Шамбу главой правительства, президент нанес сильный удар по позициям Анкваб.

Впрочем, это не означает, что Сергей Багапш уже определился в своем преемнике (наверняка с этим делом он будет тянуть до последнего, и даже не факт, что это имя он вообще озвучит), но то что влияние на дальнейшую работу правительства со стороны Анкваб будет минимизировано, это очевидно.

Возможно, действия президента продиктованы с одной стороны желанием не класть все яйца в одну корзину, с другой – намерением пойти на встречу неофициальному мнению актива пропрезидентской партии «Единая Абхазия», уже сейчас в контексте следующих президентских выборов сделавших ставку на Шамба. Сергей Багапш еще не решил, кто будет преемником, но судя по той кулуарной информации, которая бродит в коридорах власти, есть политическое решение верхов – следующим главой государства после десятилетнего правления выходца из Абжуйской Абхазии Багапша, будет представитель Бзыпской Абхазии. Произойдет, так сказать региональная ротация, которая начиная с середины пятидесятых годов прошлого века, похоже становится неписанной традицией. Александр Анкваб и Сергей Шамба в этом плане своим происхождением вполне подходят под основной критерий. Теперь надо разобраться, кто из них предпочтительнее.

Тем не менее, каков бы не был мотив у президента, доверяя формирование правительства Сергею Шамба, Багапш сильно рискует выпустить «соревновательный» процесс внутри власти из-под контроля. Тем более такие прецеденты в новейшей истории абхазской государственности (при позднем периоде правления Владислава Ардзинба) уже были. Симптомы, что битва будет нешуточной, есть. Анкваб прошел слишком долгий и тернистый путь, чтобы вот так без боя уступить на самом финише. Выполнять «отдельные поручения президента», как предполагает его нынешняя должность, отнюдь не та цель, ради которой он когда-то с такими трудностями пришел во власть.

Он конечно же боец, и и так просто его не возьмешь. Его конкурент Сергей Шамба, на первый взгляд соизмеримой с Анквабом боевитостью не наделен, но и у него есть очевидный козырь – умение безболезненно выпутываться из всяких внутриполитических передряг, коих на его веку было множество. Тринадцать лет (с небольшим четырехмесячным перерывом) быть министром иностранных дел в стране с неразрешенным внешним конфликтом не каждому дано. Пять лет назад, когда Шамба на прошлых президентских выборах, активно поддержав Рауля Хаджимба в его противостоянии с Багапшем, проиграл, казалось дальнейшей политической карьере Сергея Шамба уготовано на долгие годы прозябание в оппозиции, к чему он явно был не готов. Но тут к игре, то есть к распределению портфелей, подключился внешний фактор.

За кандидатуру Шамба, чтобы он остался во главе МИД, одновременно, словно бы сговорившись, ходатайствовали первый заместитель министра иностранных дел России Лощинин и посол США в Грузии Майлс. Такого без натяжек и торгов совпадения российско-американских взглядов между этими двумя державами, пожалуй, не фиксировалось со времен Андрея Козырева. В общем чужой Шамба смог не только остаться во власти, но и со временем стать настолько своим в стане “багапшистов”, что сегодня события пятилетней давности смотрятся как неправдоподобная сказка. Прошлым летом «Единая Абхазия» лоббировала Шамба в напарники к Сергею Багапш в качестве кандидата в вице-президенты на президентские выборы 2009 года. К кругу экспертов считалось, что данному выбору ничего не грозит. Но в последнюю момент, ситуацию переиграл Александр Анкваб, посчитавший, что вице-президентское кресло для него лучшая диспозиция не только для дальнейшего продвижения к абхазскому политическому Олимпу, но и законодательно гарантированная возможность при любых раскладах остаться во власти в течение следующих пяти лет.

Анкваб и Шамба конечно же не будут с места в карьер демонстрировать свою несовместимость. Скорее всего, активная фаза внутриполитической борьбы, возможно даже и открытая, между ними развернется ближе к парламентским выборам. Но до этой поры каждый из них по кирпичику будет выстраивать свой плацдарм – плацдарм с которого удобнее будет штурмовать абхазский Олимп.