Кто ответит за неправильный диагноз?

Тбилисская клиника имени Гудушаури

ТБИЛИСИ---Грузинские страховые кампании не хотят платить лишние деньги за ошибки врачей и поэтому требуют контроля над диагнозами. Действительно, ошибки при диагнозе заболеваний – одна из злободневных проблем Грузии. Очень часто можно услышать, как женщины лишились возможности иметь детей из-за неправильного диагноза, или вовсе о летальных исходах. На прошлой неделе 16-летнему подростку поставили диагноз «свиной грипп», но когда назначенные средства не помогли, а симптомы усугубились, родственники взяли больного в тбилисскую клинику имени Гудушаури. Оказалось, что парень болен лейкемией. Так что беспокойство страховщиков вполне обоснованы.

В феврале страховые компании Грузии подняли тему ошибок при диагностировании и потребовали, чтобы министерство здравоохранения навело порядок в медицинских лабораториях. Порой разные лаборатории при анализе крови у одного и того же человека дают разные результаты.

«Конечно мы поддерживаем и все будут поддерживать то, чтобы лаборатории работали максимально объективно, чтобы не получилось, что один человек сдает кровь в разных лабораторий и получает абсолютно разный анализ. Поэтому однозначно нужно вводить контроль со стороны правительства и каких-то определенных контрольных органов,» говорит руководитель фармацевтической кампании “Аверси” и страховой фирмы “Альфа” Паата Куртанидзе.

Эта проблема стала актуальна в связи с ваучерами на бесплатное медицинское обслуживание, которые распространяет государство среди социально-незащищенных лиц, считает экономист Эмзар Джгереная.

«Медицинские лаборатории действуют очень плохо на комиссионные, которые получают страховые и фармацевтические кампании. Они выписывают лекарство в гораздо большем количестве, чем реально нужно пациенту. Там где нужно одно лекарство, они выписывают два. И идет махинация в этой области,» говорит Джгереная.

Со своей стороны руководитель “Аверси” исключил версию о том, что неправильные анализы могут быть результатом сговоров врачей с фармологическими компаниями, которые стремятся продать побольше дорогих лекарств.

«Мне очень трудно представить, что кто-то недобросовестно и сознательно искажает ответ анализа. Я думаю, что это практически исключено. Я думаю, что это, скорее всего, низкий профессионализм сотрудников, или аппаратура некалибрована, или часто бывает, что аппаратура старая,» говорит Паата Куртанидзе.

Эксперт из организации «Партнерство ради социальных программ» Ираклий Киласония говорит, что министерство здравоохраниения должно ввести стандарты лечения.

«Без этого нет планки, нет шкалы, потому что врач как хочет, так и лечит, исходя из своего знания. Поэтому это в первую очередь в интересах самого больного, чтобы такие стандарты обязательно существовали, а самое главное практиковались,» говорит Киласония.

Казалось бы, заинтересованность бизнеса в том, чтобы ввести контроль над медицинскими лабораториями – вполне здравая идея. Но возникает вопрос: не обернется ли это тем, что страховые кампании вынудят лаборатории ставить менее серьезные диагнозы? А предпосылки к тому есть. Дело в томქ что при страховании компания назначает человеку или семье семейного врача. Именно врач ставит предварительные диагнозы, а что самое важное – ставит свою печать на чеках за услуги или на направлениях в лаборатории. При этом, практически у всех страховых компаний есть свои медицинские лаборатории.

Например, та же компания “Альфа” недавно приобрела технику для такой лаборатории. При этом, как говорит Паата Куртанидзе, ее стоимость превысила 1 миллион евро.

“Просто у нас подход таков, что мы покупаем самое последнее и самое современное оборудование. Потому что не имеет смысла экономить на оборудовании. Недавно мы купили магнитно-резонансный томограф, заплатили 1 миллион 300 тысяч долларов. Но он себя оправдывает. Потому что у нас в первый месяц было в три раза больше пациентов, чем планировалось по бизнесплану,” говорит Куртанидзе.

Если у компании нет своей лаборатории, то для покрытия страховки требуется пройти обследование только в том медучреждении, которое является провайдером данной страховой компании.

Таким образом, если большинство лабораторий закроется, то доходы страховых компаний только увеличатся

“Это интересы страховой кампании, они всегда будут лоббировать назначение меньшего количества анализов, меньше лекарств. Это все понятно, но мы пока никакого законопроекта не видели, пока ни правительство, ни страховые компании ничего вообще не предлагали,” говорит депутат парламента от фракции христиан –демократов Магда Аникашвили.

Тем не менее в пресс-службе министерства здравоохранения и социальной защиты заявили, что в настоящее время действительно идет работа над проектом о контроле над медицинскими учреждениями. Подробности этого проекта министерство пока не разглашает.

Заместитель министра здравоохранения Манана Джабашвили в середине этого месяца заявила, что новые стандарты будут введены в этом году. А к 2011 году, по словам замминистра, те больницы, которые не отвечают этим стандартам, будут закрыты.

В настоящее время в Грузии действуют два диагностических центра, которым доверяют в Грузии – “Цито” в районе Ваке и “Лимбах” в Сабуртало. Однако, диагностика в них стоит достаточно дорого. В то же время в Грузии полее 150 тысяч семей пользуются социальными страховками, то есть, эти люди не смогут перепроверить свои диагнозы у независимых экспертов.