Грузия и Россия приоткрыли границу

После трехлетнего перерыва вновь открыта сухопутная граница между Грузией и Россией

ТБИЛИСИ---За полчаса до рассвета, в шесть утра по тбилисскому времени начальник департамента полиции округа Мцхета-Мтианети Гия Гегечкори прибыл на таможенный пункт “Дарьял” на грузинской стороне и официально обьявил об его открытии.

“Сегодня открылся пропускной пункт “Дарьял”, который будут использовать граждане Грузии, а также другие граждане СНГ. Они будут проходить при наличии визы в обоих направлениях. Гражданин Грузии, если возвращается, пройдет без всяких проблем. Но если он выходит из Грузии, то ему полагается иметь российскую визу, выданную в швейцарском посольстве. КПП будет работать ежедневно, с 7 утра до 10 вечера” сказал Гегечкори.

Новый пропускной пункт, где работают таможенники и пограничный отдел министерства внутренних дел, был построен в этом году. Его стоимость составляет пять миллионов долларов. Эту сумму выделило правительство СШАв рамках программы по укреплению безопасности и законности на границах Грузии.

Выглядит КПП действительно внушительно. Большая территория, несколько полос для пропуска транспорта, чистое здание таможенного досмотра, оборудованное рентгеновским сканнером и датчиками радиации.

Лица, которые не являются гражданами Грузии или гражданами СНГ, не смогут пройти через КПП “Дарьял.” Кроме того, по словам Гегечкори, через КПП смогут проходить любые транзитные грузы, которые не запрещены грузинским законодательством. Однако, на транспорт все же будут введены некоторые ограничения. “Дарьял” не смогут пересечь легковые автомобили с прицепом, а также автобусы, в которых больше 30 посадочных мест. Эти меры введены из-за плохого состояния дороги от Верхнего Ларса до КПП “Дарьял” и далее до села Степанцминда Казбегского района.

Еще одно ограничение- это запрет на пересечение границы для пешеходов. Как заявил глава управления таможни министерства финансов Грузии Леван Хвингия, эти условия выставила российская сторона. Он добавляет, что основное назначение нового поста- собственно и есть пропуск грузов, идущих транзитом через Грузию. Куда они идут? Ответ становится ясным, если учесть, что основным посредником в переговорах между Россией и Грузией по этому вопросу выступала Армения. Как говорит глава полицейского департамента Мцхета-Мтианети, с грузинской стороны всегда была добрая воля в отношении пропуска через границу.

“До этого пропускной пункт был закрыт только с одной стороны. И мы, если бы был соответствующий запрос от России, могли бы начать работать в нормальном режиме в любое время,” сказал Гегечкори.

В тоже время жители приграничного Казбегского района по разному оценивают открытие границы. Некоторые считают, что не стоит вообще открывать границу до урегулирования политических конфликтов с Россией.

“У нас же война идет. Что будет, кто знает. Что им стукнет в голову?” говорит местный житель.

“Осетины уже поговаривают, что эта территория до Гудаури включительно- наша территория. Там же надодятся наши люди; они нам говорили, что слышат каждый день этот разговор, как собираются, выступают по телевидению. Не хотим, чтобы открыли. Здесь же нет конфликта и поэтому Россия не может что-то сделать,” сказал другой местный житель.

Но большинство собеседников в Степанцминда говорили о том, что они согласны на открытие дороги с Россией только в том случае, если им будет позволен въезд в Россию.

Разговор здесь очень серьезный. И нам очень хотелось бы, чтобы эта дорога открылась бы не только для транзитов, а для народов. Чтобы все могли там проехать,“ говорит хозяйка магазина в селе Степанцминда Нонна Суджашвили.

До закрытия границы в 2006 году жителям приграничной территории выдавался вкладыш в местных органах власти. А российская сторона принимала эти вкладыши для того, чтобы пропустить людей без виз. Поэтому многие жители Казбегского района надеялись, что этот режим вьезда будет возобновлен. Однако как заявил Гия Гегечкори, по договору между двуми сторонами население, которое проживает в приграничной зоне, не сможет воспользоваться благоприятным режимом.

Специально для “Эхо Кавказа” Нонна Суджашвили позвонила в консульство Швейцарии, которое представляет консульские функции России в Грузии. Как выяснилось, для получения российской визы гражданин Грузии должен заплатить 50 долларов и в течение пяти дней ему будет дан ответ. В случае положительного ответа житель Казбеги может в течение трех месяцев один раз заехать на территорию России.

Для района, где большинство населения фактически осталось безработным, а путь в Тбилиси стоит 10 лари, такие условия получения визы становятся роскошью. Так что, для жителей приграничного региона особой выгоды от открытия границы нет.

* * * * * *
В Казбегском районе Грузии, на северных склонах Главного кавказского хребта, расположено около 30 осетинских селений. От них гораздо быстрее можно добраться до Владикавказа. К тому же зимой эти селения отрезаны от основной части Грузии заснеженным перевалом. В понедельник около 50 владикавказцев из осетинских селений района собрались вблизи пограничного пункта пропуска “Верхний Ларс”. У пограничников эти люди попытались выяснить, каким образом они смогут предолевать границу. Подобности у Олега Кусова.

Пограничники заявили, что ни для кого поблажек нет; пересечение границы возможно только после получения визы. Выходцы из осетинских сел Казбегского района Грузии считают, что для них можно было сделать исключение. Интересы этих людей отстаивает общественная организация «Дарьял». Её лидер – Гаирбек Салбиев – родился в селении Коби, но живёт во Владикавказе. Таких, как он - во Владикавказе несколько тысяч человек. В осетинских сёлах Казбегского района по-прежнему живут их родители или остались отчие дома. Жителям этих селений во все времена было удобнее ориентироваться на Владикавказ, а не Тбилиси - исключительно по экономическим соображениям.

“Грузины и осетины все стремились и обучение и медицинское обслуживание получить во Владикавказе. В советские годы здесь во Владикавказе в бюджете была заложены статья расходов на содержание Казбегского района,” говорит Гаирбек Салбиев.

В постсоветское время жизнь выходцев из Казбегского района была осложнена пограничным шлагбаумом. После введения визового режима жителям Казбегского района и Северной Осетии, в качестве исключения, было разрешено преодолевать границу без визы. Хотя эта привилегия в целом их тоже не устраивала.

“Такой был у меня случай. Я еду, тбилисские на таможне стоят. Я везу стройматериалы для своего дома. Ом меня спрашивает, куда едешь. Говорю-домой. А где твой дом? Я говорю-Коби. А оттуда почему едешь? У меня там тоже дом. А почему у тебя два дома? Ты или будь гражданином России или гражданином Грузии. Никаких компромиссов нет,” говорит Гаирбек Салбиев.

Он и его соратники ещё несколько месяцев назад решили – если власти двух государств не договорятся, то им ничего не останется делать, кроме как ставить вопрос о передаче Казбегского района под юрисдикцию Южной или Северной Осетии. Ещё в прошлом году российский посол в самопровозглашённой республике Южная Осетия Эльбрус Каргиев на пресс-конференции в Цхинвали заявил: «Мы получаем многократные обращения жителей Казбегского района Грузии к президенту России, к нашей законодательной палате, чтобы подобно Южной Осетии решили вопрос Казбегского района».

Осетины-выходцы из Казбегского района обращались с подобной инициативой к югоосетинскому лидеру Эдуарду Кокойты и к депутату Государственной думы от Северной Осетии Арсену Фадзаеву. В обеих случаях услышали о готовности оказать поддержку.

При этом Гаирбек Салбиев в беседе со мной подчеркнул, что вопрос о территориальном переделе будет поставлен организацией «Дарьял» в крайнем случае. Однако нынешнюю ситуацию, при которой Гаирбеку Салбиеву и тысяче его земляков, чтобы попасть в своей дом в селение Коби, необходимо обращаться в Москву, в секцию интересов Грузии в швейцарском посольстве, как раз таки многие могут расценить именно как крайний случай.

Профессор, заведующий кафедрой политологии Северо-Осетинского госуниверситета Валерий Дзидзоев полагает, что подобные идеи обречены на неудачу.

“Экономические доводы очень тесно переплетены политическими моментами. Территории, даже небольшие по обьему, они не просто так передаются из одного государства в другое. Даже из одного субъекта Российской федерации в другой субъект Российской федерации. Для этого надо пройти достаточно много процедур. С исторической точки зрения это имеет какие-то права, но в данном случае не всегда исторические агрументы срабатывают. В цивилизованных и развитых европейских государствах больше опираются на правовые нормы, политические мотивы,” сказал Валерий Дзидзоев.

Выходцы из осетинских селений Казбегского района ещё надеются, что власти в Москве и Тбилиси разрешат им преодолевать границу на особых условиях.