Две женщины на скамье подсудимых в Цхинвали

Процесс в оотношении Аллы Джиоевой продолжится 15 марта, в отношении Фатимы Маргиевой – 18 марта

ПРАГА---В четверг в Цхинвали в третий раз был отложен судебный процесс в отношении преподавателя Югоосетинского университета и правозащитницы Фатимы Маргиевой. Адвоката подсудимой не допустили к выполнению своих обязанностей на процессе. Вчера в южноосетинской столице начался судебный процесс по делу экс-министра образования самопровозглашённой республики Аллы Джиоевой. Джиоева обвиняется в хищении денежных средств и взяточничестве.

Оба судебных процесса привлекли внимание правозащитников и журналистов. На скамье подсудимых – женщины. К тому же Фатиму Маргиеву вооружённые охранники поместили в клетку, как особо опасную преступницу. У попытавшихся сфотографировать её людей охранники забрали фотоаппараты.

Судебное заседание сегодня было вновь отложено на неделю. Адвокат Фатимы Маргиевой - жительница Владикавказа Лана Хачирова, – согласно местным правилам, должна получить разрешение южноосетинского министерства юстиции на участие в процессе. Она подготовила пакет документов, но разрешения до начала судебного заседания так и не было выдано. Адвокату заявили, что обычно подобные запросы рассматривают в течение трёх месяцев, но в данном случае могут сделать исключение и сократить срок до четырёх дней.

Судебный процесс по делу экс-министра образования самопровозглашённой республики Аллы Джиоевой уже начался. Более того, люди, которые, согласно материалам уголовного дела, стали потерпевшими от действий Джиоевой, в ходе первого заседания таковыми себя не признали. Согласно материалам уголовного дела, родители нескольких абитуриентов в 2007 году заплатили по 3500 рублей во внебюджетную кассу республиканского Министерства образования. В зале суда они заявили, что сделали это добровольно. На судебном процессе присутствовал правозащитник Виссарион Ассев.

“Алла Джиоева уже около двух лет находится под домашним арестом. Прокуратура представила, якобы, своих потерпевших от ее действий. И в ходе процесса потерпевшие отказались от своих претензий к Джиоевой. К тому же у нее не было адвоката на этом процессе. Ей приходилось защищать саму себя. Она изначально заявила, что этот процесс политический и связан с ее позицией на одном из заседаний правительства. До этого она была высшей наградой республики. И резкое изменение отношения президента к ней послужило поводом для возбуждения уголовного дела,” сказал Асеев.

Процесс в оотношении Аллы Джиоевой продолжится 15 марта, в отношении Фатимы Маргиевой – 18 марта.

* * * * * * * *
А сейчас у нас на прямой связи из Цхинвали Варвара Пахоменко, сотрудник правозащитной организации «Правовая инициатива по России», которая сегодня присутствовала на суде над Фатимой Маргиевой.

--Как вообще выглядело заседание суда. Это была процедура со всеми юридическими формальностями?

Варвара Пахоменко: Можно сказать и так. Процесс должен был начаться в 12 часов дня. Но в 12, когда адвокат Фатимы, ее родственники и знакомые собрались возле здания суда, все еще было непонятно, будет ли этот процесс или нет. Прокуратура, которая должна дать ответ, содержит ли дело материалы о государственной тайне, его все еще не дала. Когда прокуроры и у все работники ушли на обеденный перерыв, все еще было непонятно, сможет ли сегодня адвокат начать работать или нет. Когда после обеда стало понятно, что это письмо написано о том, что дело не содержит государственной тайны, возникла новая проблема. Оказалось, что два квартала, которые разделяют прокуратуру и минюст перодолеть не так то просто. Когда дочь Фатимы сказала, что она может это письмо отвезти в минюст, ей сказали, что все нужно делать по установленной процедуре. Видимо, вот дождаться следующей почтовой связи. Сегодня адвокат так и не смогла начать работу. Тем не менее, в 3 часа дня судебный процесс все таки начался и Фатиму привезли в здание суда. Если в прошлый раз ее привезли и провели через центральный вход, где ее встречали масса знакомых и родственники, то сегодня ее провели уже через задний вход. Так что случайно узнали, что она уже находится в зале суда. Похоже, что кроме стороны ответчиков к этому заседанию никто особо не готовился. Туда не пришли свидетели обвинения. И единственным свидетелем была дочь Фатимы. Еще до начала судебного заседания я достала фотоапарат, чтобы сфотографировать Фатиму за решеткой. После того, как я сделала первый кадр, ко мне буквально подлетел один из судебных приставов и без всяких обьяснений вырвал из рук фотоапарат. Ни на входе в здание суда, ни перед залом не дыло никаких предупреждений, что сьемка запрещена. Судья, который может запретить вести фотосьемку, в зал в тот момент даже не входил. Только один из многочисленных приставов сказал мне после этого, что нужно понимать, что не всякое заседание можно снимать. А здесь, мол, дело такое. Потом пристав сказал мне, что мой фотоапарат находится у судьи и через несколько минут вернут мне его, но уже со стертым снимком. Судья так и не прокомментировал все произошедшее. Но сразу же сказал приставам, что Фатиму нужно вывести из клетки, хотя все прошлое заседание она провела в этой клетке. Сама Фатима настаивала на том, чтобы процесс все таки начался уже сегодня. Несмотря на то, что адвокат не сможет приступить. Из Северной Осетии специально приехал правозащитник Руслан Макаев, для того, чтобы выступать в роли общественного защитника. Но прокуратура настояла на том, чтобы заседание перенесли, и судья не стал особо возражать и сказал, что заседание переносится не неделю.