ТБИЛИСИ---Небольшой город на юге Грузии Ниноцминда до 1991 года назывался Богдановкой. Здесь жили русские духоборы. В постсоветское время они стали возвращаться в Россию. Сегодня в Ниноцминда проживает только три русские семьи. Они прекрасно владеют и армянским языком, поскольку большинство населения этого города составляют армяне.
Русские песни уже редко можно услышать в Ниноцминда. Большая часть местных русских уже покинули эти места. А всего полвека назад в Ниноцминда жили только русские-духоборы. Тогда этот городок назывался Богдановка от слов «богом данная».
В эти дни о прежних временах напоминают только несколько улиц с белыми избушками, где теперь уже новые хозяева из местных армян.
На одной из таких улиц остались три семьи русских-духоборов. Правда в доме у них армянскую речь можно услышать также часто, как и русскую.
“Здесь у нас было духоборское село. Ходжабегские армяне сюда через мост не проходили. Их отсюда били и отправляли обратно. А когда Советский Союз уже пришел, они поравняли и сделали единство,“ рассказывает глава одной из оставшихся семей-духоборов Игорь Углов.
Он считается своим парнем для местных армян. Вся родня Угловых уже переехала в Россию – кто в начале 90 годов, а кто в последние годы по специальной программе российского правительства по переселению соотечественников.
Уезжать думает и Игорь Углов. Вся его семья уже сделала необходимые документы и ждет удобного момента.
В Советское время Богдановка или как ее сейчас официально называют --- Ниноцминда – была основным поставщиком картошки и сыра для остальной Грузии.
В 90х годах все местные краснознаменные колхозы развалились, и люди начали делить землю на огороды в несколько гектар земли, чтобы там выращиват картошку.
Сегодня картошка – не просто экспортный продукт для местных людей, но и своего рода валюта. Ее используют для бартера на все возможные продукты.
Этот год был довольно урожайным для местной жительницы Анаид Хованесян. Она рассказывает, как удачно она сумела сбыть свою картошку в этом году.
“Мы меняем нашу картошку. Меняем на муку, сахар, фрукты. Я уже который год для дома картошку меняю на уголь, дрова, другое топливо. Все что хочешь можно поменять на картошку, все что только существует,” рассказывает Анаид Хованесян сидя около печки, которую она растопила дровами, которые выменяла на картошку.
Новые стулья и двери в ее доме появились таким же путем – бартером на основной местный продукт.
У Анаид, также как и большей части местного населения, нет постоянной работы, где бы платили наличными деньгами. Из-за этого уже почти два десятка лет многие местные мужчины ездят на сезонные заработки в Россию.
У каждой улицы и местного села свой российский город, куда они ездят кто на стройку, а кто торговать. Домой они приезжают только на месяц-два на Новый Год.
На такие вот заработки ездил и 27-летний Варужан Амбарян. Во время экономического кризиса в России работы стало меньше, и вот уже второй год он остается в Ниноцминда.
Около года назад местный уроженец-армянин, который держал под собой тюменский строительный бизнес, открыл в Ниноцминда швейную фабрику. Туда механиком устроился и Варужан.
“Здесь дома ты. Каждый день в семье. Ты спишь в своей кровати, тебе удобно, всякое такое. В России этого нет. В России ты может попадешь в хорошие руки, но не всегда. Но конечно, здесь ты мало получаешь, но ты дома. Из России ты много можешь привезти, но ты в чужой стране,” рассказывает Варужан Амбарян.
Вместе с ним на фабрике работают еще около 200 человек. Они шьют джинсы и одежду для грузинской полиции и охранников. На ярлыке их продукции написано «Арамани», почти как «Армани», только вот хозяева фабрики утверждают, что ничего общего с итальянским модельным домом они не имеют.
Русские песни уже редко можно услышать в Ниноцминда. Большая часть местных русских уже покинули эти места. А всего полвека назад в Ниноцминда жили только русские-духоборы. Тогда этот городок назывался Богдановка от слов «богом данная».
В эти дни о прежних временах напоминают только несколько улиц с белыми избушками, где теперь уже новые хозяева из местных армян.
На одной из таких улиц остались три семьи русских-духоборов. Правда в доме у них армянскую речь можно услышать также часто, как и русскую.
“Здесь у нас было духоборское село. Ходжабегские армяне сюда через мост не проходили. Их отсюда били и отправляли обратно. А когда Советский Союз уже пришел, они поравняли и сделали единство,“ рассказывает глава одной из оставшихся семей-духоборов Игорь Углов.
Он считается своим парнем для местных армян. Вся родня Угловых уже переехала в Россию – кто в начале 90 годов, а кто в последние годы по специальной программе российского правительства по переселению соотечественников.
Уезжать думает и Игорь Углов. Вся его семья уже сделала необходимые документы и ждет удобного момента.
В Советское время Богдановка или как ее сейчас официально называют --- Ниноцминда – была основным поставщиком картошки и сыра для остальной Грузии.
В 90х годах все местные краснознаменные колхозы развалились, и люди начали делить землю на огороды в несколько гектар земли, чтобы там выращиват картошку.
Сегодня картошка – не просто экспортный продукт для местных людей, но и своего рода валюта. Ее используют для бартера на все возможные продукты.
Этот год был довольно урожайным для местной жительницы Анаид Хованесян. Она рассказывает, как удачно она сумела сбыть свою картошку в этом году.
“Мы меняем нашу картошку. Меняем на муку, сахар, фрукты. Я уже который год для дома картошку меняю на уголь, дрова, другое топливо. Все что хочешь можно поменять на картошку, все что только существует,” рассказывает Анаид Хованесян сидя около печки, которую она растопила дровами, которые выменяла на картошку.
Новые стулья и двери в ее доме появились таким же путем – бартером на основной местный продукт.
У Анаид, также как и большей части местного населения, нет постоянной работы, где бы платили наличными деньгами. Из-за этого уже почти два десятка лет многие местные мужчины ездят на сезонные заработки в Россию.
У каждой улицы и местного села свой российский город, куда они ездят кто на стройку, а кто торговать. Домой они приезжают только на месяц-два на Новый Год.
На такие вот заработки ездил и 27-летний Варужан Амбарян. Во время экономического кризиса в России работы стало меньше, и вот уже второй год он остается в Ниноцминда.
Около года назад местный уроженец-армянин, который держал под собой тюменский строительный бизнес, открыл в Ниноцминда швейную фабрику. Туда механиком устроился и Варужан.
“Здесь дома ты. Каждый день в семье. Ты спишь в своей кровати, тебе удобно, всякое такое. В России этого нет. В России ты может попадешь в хорошие руки, но не всегда. Но конечно, здесь ты мало получаешь, но ты дома. Из России ты много можешь привезти, но ты в чужой стране,” рассказывает Варужан Амбарян.
Вместе с ним на фабрике работают еще около 200 человек. Они шьют джинсы и одежду для грузинской полиции и охранников. На ярлыке их продукции написано «Арамани», почти как «Армани», только вот хозяева фабрики утверждают, что ничего общего с итальянским модельным домом они не имеют.