Пограничная проблема заинтересовала Общественную палату России

Нынешний режим пропуска на КПП "Верхний Ларс" предусматривает пересечение государственной границы только при наличии визы

ПРАГА -- Несколько дней находилась в Северной Осетии группа членов Общественной палаты России. Среди заинтересовавших их проблем была и ситуация, связанная с жителями приграничного Казбегского района Грузии. Жизнедеятельность этого района, исходя из природных условий, традиционно была связана с Северной Осетией. Члены Общественной палаты пообещали поставить перед российскими властями вопрос о смягчении пограничного режима для жителей приграничных районов.

Нынешний режим пропуска предусматривает пересечение государственной границы только при наличии визы. Но в Казбегском районе Грузии, на северных склонах Кавказского хребта, осетины и грузины испокон веков чаще ездили во Владикавказ, чем в Тбилиси. Глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров во время беседы с членами Общественной палаты заметил: «это неестественно: через границу визуально видеть свою родину и не иметь возможности выехать туда. Более того, некоторые из грузин, живущих там, в жизни не были в Тбилиси, потому что до него - 200 километров, а едут они сюда, потому что до нас всего лишь 15 минут на машине».

На встрече с членами Общественной палаты присутствовал и лидер общественно-политической организации «Дарьял» Гаирбек Салбиев. Эта организация объединяет выходцев из Казбекского района, как раз тех, кто смотрит на свои дома только через границу. Некоторые из их близких перезимовали в своих сёлах, словно в западне.

“Со дня открытия до сегоднешнего дня несколько раз перевал завалило снегом. И люди были в страшной панике. С одной стороны граница, с другой- снег. И мы оторваны; мы бессильны. Потому что политики решили так, что китайская стена между нами,” сказал Салбиев.

Гаирбек Салбиев прежде чем предложить выход из ситуации, изучил зарубежный опыт жизнедеятельности на приграничной территории.

“В той же Европе богатейший материал по этому направлению работы. Там статус приграничаной зоны в определенное время, когда это было необходимо, существовал. И каждое государство работало над этой проблемой. Вплоть до того, что были бюджетные отчисления для того, чтобы уровень жизни приграничных зон был не ниже, чем в центре. Более того, зеленые коридоры между приграничными территориями государств,” говорит Салбиев.

Интерес к проблеме проявил член Общественной палаты России и президент Ассамблеи народов Грузии Гоча Дзасохов. На встрече с главой Северной Осетии он заявил: «Мы будем способствовать через МИД, через международные общественные институты, чтобы у людей была возможность здесь, на месте, сдать паспорт и через какое-то время получить визу, чтобы пересечь границу".

Руководитель центра стратегических исследований в Тбилиси Тенгиз Пхаладзе напомнил, что проблемы жителей этого региона начались после введения российской стороной визового режима.

“Это та проблема, о которой должны говорить власти. Потому что активность гражданского общества в этом плане имеет больше консультативный характер. Мы не закрывали границу, не вводили визовый режим и санкции против России. Это было все наоборот. Было бы желательно, если Россия пересмотрела бы свои отношения с Грузией. И с той плоскости, в которой сейчас находятся эти отношения, из конфронмации, мы бы перешли в конструктивный режим. Но это тот вопрос, который должен быть рассмотрен в той плоскости, в которой сейчас находятся российско-грузинские отношения. Если мы будем говорить только об облегчении визового режима или о пересечении границы, на данном этапе, учитывая сложившуюся политическую обстановку, это было бы неправильно. Но если это будет рассмотрено в комплекте тех отношений, которые у нас есть, и Россия реально покажет, что она покажет, что она готова идти на определенные уступки, в этом случае разговор может начаться,” сказал Пхаладзе.

Власти обеих государств, как замечают эксперты, пока не спешат приступить к решению этой пограничной проблемы.