МОСКВА (Корр. Радио Свобода)---29 марта в Москве стартует кинофестиваль "Весенняя эйфория". Он откроется фильмом "Как я провел этим летом" (напомним, что оператору и актерам достались "Серебряные медведи" Берлина). 1 апреля картина выйдет в прокат. В связи с этим ее, наконец, показали российским журналистам.
Фильм снят студией "Коктебель". Режиссер - Алексей Попогребский (соавтор фильма "Коктебель" и автор картины "Простые вещи"). Оператор - Павел Костомаров (он же - знаменитый режиссер-документалист). В главных ролях: Сергей Пускепалис - художественный руководитель Ярославского Академического театра драмы имени Федора Волкова и Григорий Добрыгин - выпускник Российской Академии театрального искусства, мастерская Олега Кудряшова, только что зачислен в труппу театра "Современник".
На рекламных плакатах красуется слоган: "Не ври, не бойся, не беги", в общих чертах описывающий то, чего не следовало делать молодому герою картины, практиканту Павлу. На вопрос Радио Свобода, имело ли смысл объяснять все заранее, Алексей Попогребский ответил:
- Я совершенно не против выноса этого слогана, потому что для меня смысл этого фильма намного шире, чем эти три фразы. "Не ври, не бойся, не беги". А что "не убий, не укради"? Есть еще много таких фраз. Для меня самое главное, чтобы человек вышел из зала и в нем некоторое время происходила какая-то работа. Это фильм, который может ставить передо мной какие-то вопросы, а самый главный из них - как я сам повел бы себя в этой ситуации тем летом. Совершенно не факт, что повел бы иначе. Я бы очень хотел, чтобы у зрителей, которые войдут в контакт с этим фильмом, такой вопрос тоже встал. Это вопрос гораздо шире, чем три фразы, которые вынесены на плакат, поэтому меня это совершенно не смущает.
Жанр фильма прокатчиками обозначен как триллер. Режиссера это определение тоже не смущает:
- Там был записан целый ряд комедийных жанровых сцен, которые я потом просто оттуда удалил. В принципе, осталось все то, что как бы между этими комедийными сценами. "Чайка" у Чехова тоже значится как комедия, он сам ее так обозначил. Здесь, когда я писал сценарий, для себя сформулировал, что он будет иметь триллероподобную конструкцию. Потому что есть конструкция классического хичкоковского триллера, психологического триллера, когда кому-то известно что-то очень важное, не известное другому персонажу, а мы это знаем и переживаем. Классическая схема триллера, который в принципе у нас присутствует. Просто с тех времен, как творил Хичкок, этот жанр мутировал довольно сильно, и сейчас триллером называется нечто, что тогда воспринималось как ужастик. Это психологический триллер, хотя вообще, конечно, драма. Но мне очень понравилось, как в каталоге Берлинского фестиваля обозначили жанр картины - "Полярный триллер".
О смысле фильма говорит Сергей Пускепалис:
- Насколько хрупка человеческая жизнь. Существование наше на этой планете настолько хрупко и настолько чудесно, что сейчас нам всем надо просто задуматься об этом. Сам факт человеческого существования на этой планете - это огромная, хрупкая субстанция, которая в любую секунду может разрушиться. Мне кажется, то бережное отношение к человеку, что я увидел в этом фильме - это природа, которая существует вне морали, вне наших законов. Она сама по себе, мы сами по себе. Мне кажется, Леша это настолько четко столкнул, что получается, что мы здесь вообще инопланетяне. Это как в горах: человек подымается наверх, на самую вершину, и вдруг понимает, что "Господи, я кто, пыль, было до меня все и будет еще после меня все". Вот это ощущение себя в этом мире, мне кажется, в этом фильме настолько глубоко и настолько достойно заявлено и реализовано, что я это чувство ощутил...
* * *
"Как я провел этим летом" - конечно, драма, глубокая, страстная, серьезная. Не волнуйтесь, в ней есть и ружья, которые стреляют, и погони, и опасность, которая караулит героев на каждом углу, и непредсказуемое развитие событий. Эта история может завершиться совершенно по-разному, но при этом любой финал окажется логически оправданным. Фильм держит зрителя в постоянном напряжении - хотя пауз в нем больше, чем слов, шума морского прибоя больше, чем музыки; хотя в нем преобладает серый, во всем многообразии оттенков, цвет.
Внимание приковано к двум людям. Это метеорологи, мужчины разного возраста и опыта, с разными системами ценностей и привычками. Они вынуждены выживать и уживаться на огромном, изолированном от мира острове. Страшные испытания, которые им уготованы, меняют не только их отношения, но и их самих.
Удивительно, по нынешним киномеркам, то, что биографии героев, безо всяких там флэш-бэков, можно досочинить и продлить за пределы фильма. Фильм снят цифровой камерой, но кажется, что на пленку. То есть изображение не фальшивит, оно подлинно и внимательно ко всему: к серым скалам, ржавым мхам, к холодной воде, белесому туману и единственному яркому пятну - красному жилету молодого героя. И ко всему этому допотопному оборудованию, включая будильник, который все же лучше современных, потому что поднимет не только спящего, но и мертвого. И столь же пристальное внимание к звуковому ряду: крику чаек, плеску волн (то баюкающему, то пугающему), к далекому шуму мотора и близкому - счетчика Гейгера. В таких местах зрение и слух обостряются, и авторы фильма добились того, что зрение и слух обостряются у людей, сидящих в зале.
Строй этого фильма - образный и поэтический. А смысл названия "Как я провел этим летом", наверное, в том, что одна допущенная ошибка может изменить смысл не только фразы. Смысл жизни.
Фильм снят студией "Коктебель". Режиссер - Алексей Попогребский (соавтор фильма "Коктебель" и автор картины "Простые вещи"). Оператор - Павел Костомаров (он же - знаменитый режиссер-документалист). В главных ролях: Сергей Пускепалис - художественный руководитель Ярославского Академического театра драмы имени Федора Волкова и Григорий Добрыгин - выпускник Российской Академии театрального искусства, мастерская Олега Кудряшова, только что зачислен в труппу театра "Современник".
На рекламных плакатах красуется слоган: "Не ври, не бойся, не беги", в общих чертах описывающий то, чего не следовало делать молодому герою картины, практиканту Павлу. На вопрос Радио Свобода, имело ли смысл объяснять все заранее, Алексей Попогребский ответил:
- Я совершенно не против выноса этого слогана, потому что для меня смысл этого фильма намного шире, чем эти три фразы. "Не ври, не бойся, не беги". А что "не убий, не укради"? Есть еще много таких фраз. Для меня самое главное, чтобы человек вышел из зала и в нем некоторое время происходила какая-то работа. Это фильм, который может ставить передо мной какие-то вопросы, а самый главный из них - как я сам повел бы себя в этой ситуации тем летом. Совершенно не факт, что повел бы иначе. Я бы очень хотел, чтобы у зрителей, которые войдут в контакт с этим фильмом, такой вопрос тоже встал. Это вопрос гораздо шире, чем три фразы, которые вынесены на плакат, поэтому меня это совершенно не смущает.
Жанр фильма прокатчиками обозначен как триллер. Режиссера это определение тоже не смущает:
- Там был записан целый ряд комедийных жанровых сцен, которые я потом просто оттуда удалил. В принципе, осталось все то, что как бы между этими комедийными сценами. "Чайка" у Чехова тоже значится как комедия, он сам ее так обозначил. Здесь, когда я писал сценарий, для себя сформулировал, что он будет иметь триллероподобную конструкцию. Потому что есть конструкция классического хичкоковского триллера, психологического триллера, когда кому-то известно что-то очень важное, не известное другому персонажу, а мы это знаем и переживаем. Классическая схема триллера, который в принципе у нас присутствует. Просто с тех времен, как творил Хичкок, этот жанр мутировал довольно сильно, и сейчас триллером называется нечто, что тогда воспринималось как ужастик. Это психологический триллер, хотя вообще, конечно, драма. Но мне очень понравилось, как в каталоге Берлинского фестиваля обозначили жанр картины - "Полярный триллер".
О смысле фильма говорит Сергей Пускепалис:
- Насколько хрупка человеческая жизнь. Существование наше на этой планете настолько хрупко и настолько чудесно, что сейчас нам всем надо просто задуматься об этом. Сам факт человеческого существования на этой планете - это огромная, хрупкая субстанция, которая в любую секунду может разрушиться. Мне кажется, то бережное отношение к человеку, что я увидел в этом фильме - это природа, которая существует вне морали, вне наших законов. Она сама по себе, мы сами по себе. Мне кажется, Леша это настолько четко столкнул, что получается, что мы здесь вообще инопланетяне. Это как в горах: человек подымается наверх, на самую вершину, и вдруг понимает, что "Господи, я кто, пыль, было до меня все и будет еще после меня все". Вот это ощущение себя в этом мире, мне кажется, в этом фильме настолько глубоко и настолько достойно заявлено и реализовано, что я это чувство ощутил...
* * *
"Как я провел этим летом" - конечно, драма, глубокая, страстная, серьезная. Не волнуйтесь, в ней есть и ружья, которые стреляют, и погони, и опасность, которая караулит героев на каждом углу, и непредсказуемое развитие событий. Эта история может завершиться совершенно по-разному, но при этом любой финал окажется логически оправданным. Фильм держит зрителя в постоянном напряжении - хотя пауз в нем больше, чем слов, шума морского прибоя больше, чем музыки; хотя в нем преобладает серый, во всем многообразии оттенков, цвет.
Внимание приковано к двум людям. Это метеорологи, мужчины разного возраста и опыта, с разными системами ценностей и привычками. Они вынуждены выживать и уживаться на огромном, изолированном от мира острове. Страшные испытания, которые им уготованы, меняют не только их отношения, но и их самих.
Удивительно, по нынешним киномеркам, то, что биографии героев, безо всяких там флэш-бэков, можно досочинить и продлить за пределы фильма. Фильм снят цифровой камерой, но кажется, что на пленку. То есть изображение не фальшивит, оно подлинно и внимательно ко всему: к серым скалам, ржавым мхам, к холодной воде, белесому туману и единственному яркому пятну - красному жилету молодого героя. И ко всему этому допотопному оборудованию, включая будильник, который все же лучше современных, потому что поднимет не только спящего, но и мертвого. И столь же пристальное внимание к звуковому ряду: крику чаек, плеску волн (то баюкающему, то пугающему), к далекому шуму мотора и близкому - счетчика Гейгера. В таких местах зрение и слух обостряются, и авторы фильма добились того, что зрение и слух обостряются у людей, сидящих в зале.
Строй этого фильма - образный и поэтический. А смысл названия "Как я провел этим летом", наверное, в том, что одна допущенная ошибка может изменить смысл не только фразы. Смысл жизни.