Блогеры переживают теракт

В сетевых дневниках – вне зависимости от мест проживания блогеров – сегодня говорят об одном: утренние взрывы в московском метро, станции "Лубянка" и "Парк культуры", красная ветка

В сетевых дневниках – вне зависимости от мест проживания блогеров – сегодня говорят об одном: утренние взрывы в московском метро, станции "Лубянка" и "Парк культуры", красная ветка.

Разумеется, прежде всего – перекличка: все ли у всех живы. И первые свидетельства – например, от annabel_may:

"Подруга с дочкой были на эскалаторе на "Парке культуры", когда взорвалось. На Парке же много школ. В лицей половина детей не пришло. Коллега там работает. У детей истерика, кто-то видел кровь на станции".

Алине Оперчик – одной из пассажиров красной ветки – посчастливилось разминуться с обоими взрывами:

"На "Чистых прудах" я села, когда "Лубянка" уже рванула. Пока мы ехали и стояли в туннелях, рвануло на "Парке Культуры", его мы проехали, не открывая двери. На "Фрунзенской" всех отправили на улицу. Не очень понимаю, как после этого ездить в метро. Или мы как израильтяне приспособимся и будем жить с смской "я в порядке" наготове".


Отдельной темой стало российское телевидение – то, как оно освещало либо не освещало трагедию. В блоге Антона Носика – отчет по первым часам после обнародования первых новостей о взрыве:

"По "Первому каналу" выпуск 40-минутной потребительской передачи «Контрольная закупка» прерван длиннющей рекламой Orbit, Нурофена и L'Oreal.
По "России" дают 20-минутный выпуск местных новостей, он целиком посвящён терактам в Москве. <…> Выпуск досрочно прервался рекламой диванов и кресел, жевательной резинки, липосакции, единой городской службы недвижимости, банка "Глобэкс", концертов Хампердинка в "Крокусе", творога от компании "Вамин", поездок в Турцию, скидок на услуги стоматолога, фильтров для воды, гипермаркетов мебели Вэйпарк, книжной коллекции МК, риэлтерских услуг, ледового шоу Плющенко, скидок на пластические операции, снова диванов и кресел, анонсом сериала "Телохранитель-3", затем так же досрочно начался новый русский сериал "Тайны следствия".
По ТВЦ в программе "События" дотошно анализируют статью Александра Шохина о модернизации.
По НТВ демонстрируется фильм "Сыщики" с рекламными паузами.
На РенТВ вместо заявленного в сетке ток-шоу "Час суда" с Павлом Астаховым дают прямую трансляцию с"Парка культуры".
По "Пятому каналу" идут "Бриллианты для диктатуры пролетариата" (1975).
По "Столице" показывают документальный фильм "Подводные сокровища".


"Какие могут быть претензии к федеральным каналам? – спрашивает своих читателей пользователь object. - Это ж звено вертикали. Если у них в программе Петросян, как они могут его на что-нибудь поменять? А самим принять решение - так надо ж угадать, как подать. Чтоб не получилось как с Йорданом. Или Шакировым.

В итоге, гражданам России в очередной раз приходится узнавать о событиях в своей столице из репортажей CNN. Как бы кто ни хотел узнавать новости от собственных, русских журналистов".


Однако на первом месте – как всегда в блогах – версии из серии "кому выгодно?" Одна из наиболее популярных точек зрения – от пользователя сybernatic_cat:

"А чего вы, собссно, хотели? Кощунственно прозвучит - но именно этого и стоило ожидать.

На митинги ходим, протестуем? Заикаемся об отставке ажно самого страшно сказать кого? Перемен требуют наши сердца? В интернетах этих ваших - грязными матюками богом помазанную власть кроем? 31-го собрались ваще чуть ли не революцию устроить?

Нате вам и либеральные перемены, и митинги <…>. Забыли, твари, что линия фронта по-прежнему проходит через каждый дом и через каждый сортир?! Так живо напомнят. И способ напомнить есть, работает прекрасно, ещё в 99-м проверили и убедились в крайней его эффективности...

Стабильности хотели после "проклятых девяностых", да? Вот жрите её теперь с кашей, эту самую стабильность".


"26 марта - десятая годовщина избрания Путина президентом России в 2000-м году. – напоминает пользователь rusanalit. - С пятницы было усиление ДПС - особенно трясли на въездах в Москву. Если бы это было на всякий случай к годовщине - то усиление началось бы раньше, потому что вероятная дата теракта - именно 26 марта.
Видимо не раньше вечера четверга появилась информация о возможном теракте. Ну и Лубянка как место теракта - символична. Оттуда наш президент прошлый вышел".


У экономиста Андрея Илларионова, бывшего советника президента, нет сомнений в том, кому и для чего понадобились взрывы в московском метро:

"Очень опасался этого.
Несколько раз предупреждал близких людей, что нечто подобное может произойти.
Молчание стороны, против которой в последние месяцы развернулось пропагандистское наступление "модернизаторов" и "инноваторов", казалось слишком глубоким, а отсутствие каких-либо видимых контрдействий - слишком затянувшимся.
Так не могло продолжаться бесконечно.
И это значило, что ответ может (должен) быть асимметричным и шокирующим.
31 марта на улицы и площади собирались выйти тысячи людей.
При отсутствии радикального противодействия это было бы началом конца этой системы.
Независимо от того, кто непосредственно провел эти теракты, боюсь, что этим терактам может быть уготована роль взрывов домов осенью 1999 г., захвата заложников в Норд-Осте в октябре 2002 г., захвата школы в Беслане в сентябре 2004 г.
Бесконечно жаль невинных людей".


Точку зрения Андрея Илларионова разделяют далеко не все блогеры. "При всем моем, мягко говоря, крайне отрицательном отношении к нынешней власти, я в это не верю, - пишет _o_tets_. - Да и способ отвлечь от недовольства, прямо скажем, сомнительный. Кто защиту не обеспечил? Почему смертники в метро катаются? В Штатах после 9/11 ни одного теракта". "Никаких иллюзий в отношении российских властей у меня нет, - пишет пользователь nostalgie_ee. - Но... это же наглядное свидетельство того, что бюджетные миллиарды, отданные Кадырову по принципу "лишь бы не было войны", впрок не пошли. А раз так, то одно из главных "достижений" путинского десятилетия оказалось фикцией..."

В блоге оппозиционного деятеля Марины Литвинович – одна из первых попыток систематизации и анализа происходящего, а также возможных последствий:

"Первое. Теракты не готовятся "быстро", за неделю. Обычно, в среднем, срок планирования и приготовления теракта - 3 месяца. Говорю это по опыту изучения терактов в России последних 10 лет. Поэтому связывать теракты с самыми актуальными событиями (подписи за отставку Путина, 31, и т.д.) - неверно. смотреть надо назад - на 2-4 месяца.

Второе. Важный вопрос - кто готовил и сделал. Но еще более важный вопрос - кто и как воспользуется. Будет ли силовое ужесточение в стране - посмотрим. После Беслана отменили выборы губернаторов. Что будет сейчас - станет понятно в ближайшее время.

Третье. Люди не сильно верят в чеченскую версию. Очень многие подозревают спецслужбы в союзе с террористами. Это объяснимо - опять же опыт последних десятилетий научил.

Четвертое. Российское телевидение работает отвратительно, никакой информации нет, люди, ничего не зная, едут в метро и видят кошмар. <…> Объяснить такую работу нашего ТВ никакими разумными доводами невозможно. Опасения, что не надо сеять панику - понятны, но их задача - давать информацию.

Пятое. Люди напуганы. Эта цель - достигнута. Опять же вопрос - в какую сторону этот испуг будет повернут. Вспомните 1999.

Шестое. Люди ведут себя по-разному. Очевидцы говорят, что не было паники, это очень хорошо. Кто-то помогает, кто-то ведет себя спокойно. Удивляют, конечно, таксисты, которым "кому война, а кому мать родна" - взвинтили цены на проезд, пользуясь безвыходной ситуацией у людей.

Седьмое. Большие вопросы к спецслужбам. Особенно к центру Э, который последние годы только и делает, что запрещает книжки, сажает и ловит блогеров, журналистов, историков, художников и т.д. Охотятся за политическими активистами, прессуют, следят, прослушивают. Толпами ходят на митинги оппозиции. А делом не занимаются".


"Дурно. Нет сил и слов, - пишет в своем блоге литератор Денис Яцутко. - Злился бы, да не знаю, на кого. В ленте очень многие предлагают - на "власть". Не знаю. Завидую верующим: они сейчас могут молиться - хотя бы какая-то иллюзия, что влияешь на происходящее".


Вопросы веры в день трагедии затронули многие пользователи сетевых дневников. Пожалуй, наиболее исчерпывающий – и одновременно наиболее символичный интернет-комментарий к происходящему – появился случайно, из-за невольного сопоставления двух новостей дня, идущих рядом. Первая новость – теракты в Москве. Вторая – "у христиан всего мира началась Страстная неделя".