"Комсомольская правда" показала "группу риска"

На своем сайте "Комсомольская правда" разместила фотографии "женщин, входящих в группу риска"

ПРАГА---“Кавказский вопрос” в России после терактов в метро снова обострился. Власти пытаются сгладить антикавказские настроения многочисленными речами, однако на деле происходит рост межнациональной напряженности. Причем немалую роль в этом играют российские СМИ. Об одном из примеров такого негативного влияния рассказывает обозреватель “Эхо Кавказа” Дэмис Поландов:

Дэмис Поландов: Взрывы в московском метро вызвали проявление агрессии некоторых рядовых российских граждан по отношению к выходцам с Кавказа. Уже было несколько случаев избиения людей с выраженной кавказской внешностью, причем именно девушек. Но если подобные эксцессы еще можно объяснить страхом и дикостью отдельных личностей, то поведение некоторых российских СМИ просто невозможно оценить иначе, как провокацию.

Вчера газета "Комсомольская правда" позволила себе нарушение как профессиональной этики, так и законодательства. На своем сайте издание разместило фотографии "женщин, входящих в группу риска". Речь, в основном, идет о женах и сестрах боевиков, убитых в последние годы российскими силовыми подразделениями. На всех женщин дается краткая характеристика, и даже указывается, в каком месте они живут. Кроме того, в список попали, например, просто женщины, которым издание инкриминирует связи с пособниками нелегальных вооруженных формирований и даже швея, которая, цитирую, "периодически принимает на дому заказы на пошив женской мусульманской одежды".

Я не задаю вопросов, откуда взялась информация и фотографии у издания – это и так понятно. К сожалению, понятно и то, почему журналисты так легко идут на нарушение юридических норм. Из-за безнаказанности. Главный редактор издания видимо уверен, что жительница горного аула вряд ли подаст на издание в суд. А даже если и подаст, то друзья, сливающие такую информацию в СМИ, всегда придут на помощь.

Про этику можно говорить много и долго. Но это уже, видимо, бесполезно. Грань дозволенного многие российские СМИ пересекали не единожды.

* * * * * * *
Собеседником корреспондента “Радио Свобода” Елены Поляковской стал один из авторов этого газетного материала, журналист Александр Коц.

Александр Коц: Этот документ мы получили из правоохранительных органов. Все эти девушки находятся в базе данных правоохранительных органов. Под группой риска подразумевается то, что у этих женщин какие-то есть связи с террористическим бандподпольем в Дагестане. То есть это подразумевают правоохранительные органы; это не мы. Все это база данных силовых органов Дагестана, которую мы получили.

- А силовые структуры Дагестана, которые давали такую информацию, есть ли у них такое понятие, как презумпция невиновности?

Александр Коц: Здесь не идет речь о каких-то подозрениях. Здесь идет речь- когда взорвалась Мариам Шарипова, где эта 17-летняя девочка в метро, ведь мы говорим о том, что нет профилактики. За этими двумя девочками, у которых действительно были какие-то связи в бандподполье, пусть даже и ненамеренные. Одна вышла замуж; другая тоже вышла замуж- у нее там два брата воевали. Здесь речь идет все таки о какой-то профилактике, о том, чтобы за подобными девушками был какой-то контроль. Насколько я знаю, этих женщин держат на контроле силовые структуры. По крайней мере мы можем быть уверенными, что кто-то из них не приедет в Москву и не подорвет себя в столичном метро.

-Но, поскольку эти фотографии и информация появились в одной из центральных газет, следует ли из этого, что люди будут более внимательно относиться к ним и будет такой фэйс-контроль?

Александр Коц: Я сомневаюсь, что кто-то будет ходить с вырезкой из газеты “Комсомольская правда” и сличать фотографии, которые опубликованы в интернете, с теми пассажирами, которые находятся рядом с ними в метро, автобусе или самолете. Это просто информация, которая была опубликована. Она не секретная, кстати. Не думаю, что это как-то отразится на личной жизни этих женщин в самом Дагестане. Я там неоднократно бывал и прекрасно знаю, что все соседи там друг о друге все знают.

-Тогда для кого это делалось?

Александр Коц: Все мы должны быть готовы столкнуться с тем, с чем столкнулись 29 марта. В том числе это делалось для читателей. Но вопрос немного не по адресу. Я-специальный корреспондент. Мое дело добыть информацию. Эта информация относится к разряду эксклюзивной информации. Мы все живем в рыночной экономике. У каждого должно быть то, чем он может удивить читателя. Конечное решение принимает редактор. Я принес редактору такой материал, говорю- я не знаю, что мне с этим делать. Если вы говорите о каких-то личных данных, которые там опубликованы, личных данных там нет. Поверьте, они у нас были. Все, что может касаться неприкосновенности, мы все это поубирали. Более того, мы опубликовали не весь список. В каких личностях мы были не уверены, мы не публиковали- для которых нет подтверждения. Последнее слово было за редактором, который дал санкцию на публикацию.

-Вы предполагаете, что могут быть какие-то иски со стороны людей, фотографии которых вы опубликовали?

Александр Коц: Я думаю, могут, но очень сомнительны перспективы этого обращения. Это женщины, которые находятся на контроле правоохранительных органов Дагестана. Та база, которая к нам попала, там совершенно по-другому эти женщины названы. Решили назвать это группой риска.