"Холодный душ" от турецкой делегации

Турецкая делегация, приехавшая в Сухум, обсуждать торгово-экономические связи, преподнесла премьер-министру республики Сергею Шамба грузинскую стратегию по оккупированным территориям

СУХУМИ---Скандал в Абхазии: турецкая делегация, приехавшая в Сухум, обсуждать торгово-экономические связи, преподнесла премьер-министру республики Сергею Шамба грузинскую стратегию по оккупированным территориям. Сергей Шамба очень резко осудил делегацию, заявив, что больше на территорию Абхазии не будут пускать послов, аккредитованных в Грузии, и что единственная, с кем Абхазия готова обсуждать абхазо-грузинские отношения, это сама Грузия. Тему продолжит наш постоянный комментатор из Сухума Инал Хашиг.

Инал Хашиг: Визит турецкой делегации в Абхазию, в состав которой входили глава Департамента по Южному Кавказу Министерства иностранных дел Турции Нурдан Байрактар и посол Турции в Грузии Левент Мурат Бурхан, вышел крайне скандальный. Дело в том, что еще в прошлом году после того, как в Абхазии побывал замминистра иностранных дел Унал Чевикоз, в Сухуми весьма позитивно спланировали вообще и те договоренности, которые были достигнуты, хотя они до сих пор и не раскрываются. Но сейчас нынешний визит обернулся скандалом. И, возможно, эта скандальная ситуация произошла оттого, что абхазы намного большего ожидали от этого визита, чем это вышло на самом деле. Вместо заявленной перед визитом повестки дня по вопросам сотрудничества в сфере бизнеса и торговли, турецкие дипломаты больше говорили о другом аспекте.

Как говорит министр иностранных дел Максим Гвинджия, турецкая делегация, в основном, озвучила предложения, которые были подготовлены Грузией, в частности стратегию Темура Якобашвили. И он добавил, что мне нечего сказать о них. Вот эта направленность, конечно же, заметно рассердила как министра иностранных дел, так и премьер-министра Сергея Шамба, который долгие годы возглавлял абхазский МИД. И он уже как бы с порога заметил, что крайне негативно отнесся к тому, что в Абхазию прибыл в составе делегации посол Турции в Грузии, и сказал, что подобные визиты в Абхазию будут пресекаться, что это будет последний визит посла, аккредитованного в Грузии. В свете того, что турецкая делегация обсуждала будущее турецко-абхазских соглашений через призму документа Якобашили, конечно же, появилась эта тональность Сергея Шамба.

Сергей Шамба, уже, конечно же, был раздосадован тем, что те ожидания, которые были, оказались беспочвенными. Когда турецкие дипломаты говорили о том, что они хотели бы оказать содействие абхазской и грузинской сторонам в нахождении общей площадки для решения существующих проблем, Шамба недвусмысленно дал понять, что об отношениях между Грузией и Абхазией руководство республики будет говорить с самой Грузией. А с вами мы, мол, готовы обсуждать исключительно отношения между Абхазией и Турцией, и то в определенных рамках, так как до сих пор Турция не признает Абхазию. А более конкретные отношения, конкретный круг вопросов, более доверительных, отношения складываются именно с теми странами, которые признают Абхазию.

Вот такой холодный душ, конечно же, может быть, в перспективе как-то усугубит турецко-абхазские отношения, которые так или иначе все последние 15-20 лет существовали, даже во время блокады со стороны России и которая осуществлялась в 90-е годы, Турция оставалась фактически единственным торговым партнером Абхазии. Тем не менее, Шамба, являясь таким опытным дипломатом, все-таки играет на опережение, пытаясь с одной стороны, чувствуя заинтересованность Турции в самой Абхазии, тем более что в этой стране проживает до полумиллиона людей абхазской национальности, он все-таки пытается немного спровоцировать Турцию на какое-то кардинальное изменение ее отношения к Абхазии. И есть у него желание, чтобы Турция все-таки играла свою определенную роль, а не шла в фарватере грузинских интересов.