Катастрофа под Смоленском: безусловная неясность

В кабине пилотов самолета ТУ154 с президентской парой на борту, потерпевшего катастрофу под Смоленском 10 апреля, были два посторонних человека, не являвшихся членами экипажа

ВАРШАВА (Корр. Радио Свобода)---За московской пресс-конференцией, касающейся хода расследования причин катаcтрофы ТУ-154 под Смоленском, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский и сопровождавшие его политики, внимательно следили в Польше.

"В кабине пилотов самолета ТУ154 с президентской парой на борту, потерпевшего катастрофу под Смоленском 10 апреля, были два посторонних человека, не являвшихся членами экипажа" - именно эта информация, прозвучавшая на пресс-конференции в Москве, вызвала в Польше наибольший интерес.

Кем были эти люди? Могли ли они оказывать давление на пилотов, чтобы те произвели посадку в условиях ограниченной видимости? На эти вопросы ответа пока нет, хотя голос одного из этих «посторонних» уже удалось распознать. Кому он принадлежал – официально не было сказано.

Польское Агентство прессы, однако, сообщило, что в кабине пилотов незадолго до катастрофы был генерал Анджей Бласик, командующий ВВС Польши, и это его голос зафиксировали бортовые самописцы – так называемые "черные ящики". Постоянный представитель Польши при следственной комиссии в России Эдмунд Клих заявил, что запрет на нахождение посторонних лиц в кабине пилотов распространяется только на гражданские самолеты, но не на военные и спецрейсы с руководителями государства на борту.

Еще один фрагмент доклада, который наверняка послужит предлогом для множества комментариев, а возможно и обвинений в адрес соответствующих военных командиров – это информация о том, что пилоты могли быть недостаточно хорошо подготовлены к подобным полетам. Робет Курпац, подполковник ВВС Польши, однако, заявил, что они были достаточно подготовлены к международным полетам:

– Наши пилоты имеют лицензии, которые дают им право полетов в международном воздушном пространстве.

По мнению военного летчика, подполковника Бартоша Строньского, который неоднократно летал с погибшими под Смоленском пилотами, следует полностью исключить то, что они якобы не разговаривали по-русски, а значит могли не договориться с контролером полетов:

– Эти пилоты отлично понимали по-русски, я с ними неоднократно летал. В том числе, русским языком они пользовались, когда забирали самолет после ремонта в России и проводили пробные полеты на заводском аэродроме.

Комментируя последние сообщения о результатах расследования причин катастрофы, польские обозреватели отмечают, что по большому счету, до сих пор по части этих самых причин, ясности нет. Кроме, разве что, времени катастрофы: 8:41. Хотя об этом еще три недели назад говорил премьер-министр Польши Дональд Туск:

– Как сообщают наши представители, которые работают на месте вместе с российскими коллегами, часть устройств самолета – тех, что удалось восстановить, показывают, что катастрофа произошла 15 минутами ранее, чем считалось до сих пор, то есть в 8:41. Это, однако, не означает, что самолет разбился именно в эту минуту и секунду. Просто появились очередные важные доказательства, что это случилось раньше.

Между тем, в окрестности Смоленска направляется группа польских археологов, которые намерены обследовать место катастрофы президентского ТУ-154.

– Цель этих исследований состоит в том, чтобы отыскать как можно больше фрагментов самолета, личных вещей погибших. Следует помнить, что, например, в результате дождей меняется положение почвы. Может быть так, что на поверхность появится то, что до сих пор было скрыто на некоторой глубине. Нам важно, чтобы найти все то, что принадлежало жертвам катастрофы, и передать их семьям, - заявил руководитель группы советников премьера Михал Бони.