Непривычно спокойные выборы: точка в революционном цикле

Будущее непредсказуемо, но предположить можно: после выборов 30 мая об оппозиции на некоторое время забудут

ВЗГЛЯД ИЗ ТБИЛИСИ -- Муниципальные выборы 30 мая поставили точку в политическом цикле, начавшемся осенью 2007 года. Тогда оппозиция приняла коллективное решение, что поскольку власть Саакашвили невозможно изменить посредством выборов, надо достичь этого же результата путем мобилизации народного протеста. Проще говоря, повторить «Революцию Роз».

Попыток было три: первая, в ноябре 2007 года, завершилась разгоном требовавшей ухода президента демонстрации и разгромом телекомпании «Имеди», главного мобилизационного ресурса оппозиции; власть чуть пошатнулась, президент даже ушел в отставку, чтобы назначить президентские выборы на год раньше, и выиграл их с трудом. Но выиграл. Вторая попытка была весной 2008 года, когда оппозиция протестовала против сфальсифицированных, с их точки зрения, президентских выборов методом голодовки, надеясь расшевелить народ столь драматичным методом. Но власть правильно просчитала, что умирать за политические принципы никто не захочет. Для прекращения акции с сохранением лица оппозиционерам понадобилась просьба патриарха. Августовская война 2008 года дала революционерам новую надежду: они посчитали, что Запад окончательно разуверился в Саакашвили и даст санкцию на его уход, надо только немного поднажать. Но на весеннее наступление прошлого года Миша и его команда ответили организованностью и спокойствием, а оппозиция вновь оказалась у разбитого корыта.

Муниципальные выборы были перенесены на полгода раньше назначенного срока, и приз избранного прямым голосованием мэра Тбилиси был создан именно для того, чтобы завлечь революционеров в нормальную электоральную политику. Проект оказался донельзя успешным: публика разочаровалась в перспективности революционного пути, тогда как запутавшаяся оппозиция распалась на множество кусочков и не смогла составить партии власти конкуренции даже на выборах мэра Тбилиси – хотя, объективно, могла бы.

Многие в Грузии рассматривают эти три года как некую прививку от синдрома перманентной революции. В ноябре 2007 года разрушился миф, что если собрать несколько десятков тысяч сердитых граждан перед зданием парламента и потребовать отставки правительства, последнее обязательно уйдет. Затем нации сделали прививку от политических голодовок: в этот блеф уже точно никто не поверит. В прошлом году стало ясно, что власть не возьмешь и длительной осадой: она может даже временно отдать проспект Руставели, но страна от этого не распадется. Историческую тенденцию удалось переломить: крайний радикализм перестал быть выигрышной стратегией. Это подтверждают и результаты последних выборов: среди оппозиции относительного успеха достигли «Альянс за Грузию» и Христианские демократы, олицетворяющие умеренное крыло, в то время как радикальный «Национальный совет» набрал всего 7-8%.

Сколько будет продолжаться действие прививки? Мы пока не знаем. Сегодня можно сказать, что впервые за несколько лет руководство Саакашвили может вздохнуть более или менее спокойно. До следующих (парламентских) выборов еще два года, оппозиционные радикалы в депрессии, война с Россией уже была и новой, кажется, пока не предвидится, есть признаки выхода из экономического кризиса. В решении проблем Абхазии и Южной Осетии реального прогресса в близкой перспективе не будет и быть не может, но в этом есть и положительная сторона: в повестке дня одной тяжелой проблемой меньше. Опасность скорее в самой власти: если она позволит себе расслабиться, то может начать допускать ошибки.

Чем будет заполнена внутриполическая жизнь в ближайшие два года? Самое интересное и объективно важное – подготовка к передаче власти. За почти двадцать лет независимости в Грузии не было прецедента конституционной смены власти, все это помнят и будут очень внимательно смотреть, что же произойдет, когда для Саакашвили придет время уходить.

Второй и последний срок президентства Михаила Саакашвили заканчивается в 2013 году, и он многократно публично заявлял, что будет уважать конституционные ограничения. Но недруги внутри страны и за ее пределами не скрывают, что надеются на худший сценарий. Саакашвили «просто так не уйдет», или, если даже уйдет, «розовые революционеры» передерутся между собой: в любом случае, все закончится еще одной бучей. Уже говорят о том, что зреет конфликт между влиятельным министром внутренних дел Вано Мерабишвили и вновь избранным мэром Тбилиси Гиги Угулава, которого выборы сделали самым перспективным кандидатом в преемники президента. Никаких внешних признаков этого нет, но на что же еще надеяться в данной ситуации, если не на раскол на самом верху? Другая группа скептиков предсказывает российский сценарий – Саакашвили формально уходит с поста президента, но реально остается во власти, как Путин при номинальном президенте Медведеве.

Будущее непредсказуемо, но предположить можно: после выборов 30 мая об оппозиции на некоторое время забудут, и все взоры будут устремлены на реальные или вымышленные противоречия внутри правительства.