Туризм и сельское хозяйство после бомбёжек

Олег Кусов

Российское правительство выделило 3,2 миллиарда рублей на строительство горнолыжного центра «Мамисон» в Северной Осетии. Скоро начнутся работы. О «Мамисоне» говорил даже недавно на представительном совещании в Кисловодске премьер-министр Владимир Путин. Для успешной реализации проекта уже есть многое – огромные средства и расположение премьер-министра. Осталось только построить комплекс и начать приглашать горнолыжников. Не уточняют, правда, что «Мамисон» будет находиться в зоне пограничного контроля, в непосредственной близости от Грузии и от напичканной российскими военными Южной Осетии. Совместить на одном горном участке большое количество военных и беззаботных отдыхающих будет проблематично. В постсоветское время Москва заполонила военными Северный Кавказ. И вдруг премьер-министр заговорил о масштабном развитии туризма и горнолыжного спорта там, где эти военные чувствуют себя хозяевами уже много лет. Выходит, что российское правительство сперва послало в северокавказские горы армию, а потом решило строить здесь горнолыжные курорты. Обе кампании имееют одинаковые шансы на провал. И при этом щедро оплачиваются из государственной казны.

Похоже ведут себя и власти государства, находящегося за горным хребтом от Северной Осетии. В 2004 и 2008 годах грузинские руководители также, как и в 1994 году Москва на Северном Кавказе, поставили на силу в решение проблемы «югоосетинского сепаратизма». В результате боевых действий погибли люди с обеих сторон. Регион превращён в российский военный плацдарм. Пограничники препятствуют передвижению людей через так называемую «государственную границу». «Югоосетинский сепаратизм» только углубился. И уже после этого грузинские власти принимают Стратегию в отношении «оккупированных территорий». В ней говорится о создании «Фонда доверия» и социально-экономической зоны в грузинских районах, прилегающих к административной границе, для развития сельскохозяйственного сектора. То есть сперва послали войска, побомбили территорию, убили людей, а оставшихся решили пригласить совместно развивать сельское хозяйство. Понятно, что и эти обе кампании по своему характеру провальные.

Власти России и Грузии поступают, как будто учились разбираться в сложных межнациональных вопросах по одним плохим учебникам. Их действия очень похожи, затратны и, как правило, одинаково безрезультатны. Потому, видимо, они испытывают обоюдную ненависть – видят друг в друге свои просчёты, как в зеркале.